Добро
пожаловать на наш сайт!
ПОЗНАНИЕ
ПРОДОЛЖАЕТСЯ...
15.04.2019 21:39 дата обновления страницы
Техника. Экономика
Дата создания сайта:
08/12/2012
Дата создания
сайта: 08/12/2012 Дата обновления главной страницы:
15.04.2019 21:39
icq:
613603564
Новые машины нашего неба
С первых дней зарождения авиации шла борьба за скорость полета.
Несколько десятков лет потребовалось, чтобы от 60 км/ч дойти до 1200
км/ч - скорости звука, еще десяток лет - чтобы удвоить ее и достигнуть
орбитальной скорости.
Увеличение грузоподъемности, повышение безопасности полетов, сокращение
стоимости перевозок - эти проблемы также решают авиационные
конструкторы. Достижения в различных областях науки и техники позволяют
создавать более легкие, прочные и надежные конструкции самолетов и
вертолетов, мощные двигатели, более совершенные средства навигации и
автоматического управления самолетом.
За последние годы в нашей стране созданы такие самолеты и вертолеты,
которые не имеют себе равных в мире.
Коллектив конструкторов, руководимый О. К. Антоновым, построил самый
большой в мире самолет АН-22. Этот воздушный гигант назван "Антеем".
АН-22 способен поднять в воздух 80 г груза или 750 пассажиров (взлетный
вес 250 т) и перевезти их на расстояние 5000 км со скоростью 750 км/ч.
Длина самолета 55,5 м. Его грузовое помещение имеет высоту и ширину по
4,4 м и длину 33 м. На самолете установлены четыре турбовинтовых
двигателя мощностью по 15 тыс. л. с. каждый.
Новый скоростной реактивный лайнер ИЛ-62 создан коллективом
авиаконструктора С. В. Ильюшина. Этот самолет перевозит 186 пассажиров
на расстояние 9000 км со скоростью 900 км/ч. Четыре турбовентиляторных
двигателя установлены в задней части фюзеляжа; это снижает шум в
пассажирской кабине и по сравнению с винтовыми самолетами значительно
уменьшает вибрацию. Взлетный вес машины - 157 г, длина фюзеляжа - 53 м,
размах крыльев - 43 м, полная высота самолета - 12 м.
Под руководством Генерального конструктора А. Н. Туполева через 10 лет
после первого в мире реактивного пассажирского лайнера ТУ-104 создан
ТУ-154. По размерам они мало чем отличаются
один от другого, но ТУ-154 вмещает в 2 раза больше пассажиров - 160
человек, дальность его полета тоже в 2 раза больше - 6000 км и, конечно,
значительно ниже стоимость перевозки. ТУ-154 более комфортабелен.
Тяга каждого из трех турбовентиляторных двигателей ТУ-154 9500 кг.
Взлетный вес самолета - 86 т, длина фюзеляжа - 48 м, размах крыльев - 37
м, общая высота - 11,5 м.
В ближайшие годы ТУ-154 вый1 дет на линии Аэрофлота и со временем
заменит ТУ-104, ИЛ-18, АН-10, от которых он унаследовал все лучшие
качества.
С 1959 по 1966 г. количество пассажирских перевозок в стране увеличилось
с 12 до 48 млн. человек и будет возрастать дальше. Половина из них
приходится на местные линии, которые обслуживаются поршневыми самолетами
со скоростями 200-300 км/ч (ЛИ-2, ИЛ-14, АН-2).
На смену этим устаревшим "тихоходам" пришел современный небольшой
самолет ЯК-40 (коллектив А. С. Яковлева), которому для взлета и посадки
требуется менее 400 м грунтовой полосы. Длина машины - 20 м, размах
крыльев --25 м. В хвостовой части фюзеляжа установлены три реактивных
двигателя, развивающих по 1500 кг тяги. ЯК-40 летает на расстояние 1600
км, его крейсерская скорость 600 км/ч. В комфортабельном пассажирском
салоне 24 места.
Настало время создать сверхзвуковой пассажирский самолет. Таким
самолетом стал ТУ-144. Он сможет летать со скоростью 2500 км/ч на высоте
около 20 км
и перевозить 120 пассажиров на 6500 км. И если 100 лет назад на поездку
от Москвы до Хабаровска требовалось 3 месяца, 30 лет назад - 6 дней, то
теперь это расстояние можно будет преодолеть за 3 часа.
Самолет интересен конструктивными особенностями, связанными
с полетом на сверхзвуковой скорости. Чтобы уменьшить лобовое
сопротивление и улучшить летные качества, машина построена по схеме "бесхвостка",
с треугольным крылом (в плане).
Четыре реактивных двигателя расположены под крылом в задней
его части. Управление самолетом осуществляется элевонами (рулями),
расположенными вдоль задней кромки крыла. Чтобы заставить самолет
двигаться вверх или вниз, элевоны на обоих крыльях соответственно
отклоняются вверх или вниз (как руль высоты на обычном самолете). Когда
же элевон на одном крыле отклоняется вниз, на другом - вверх, самолет
делает крен.
Чтобы пилот мог хорошо видеть землю при взлете и посадке, носовая часть
фюзеляжа перед его кабиной отклоняется вниз. В полете она поднимается и
создает единую, плавно обтекаемую сигарообразную форму; при этом лобовое
сопротивление минимально. Возможности обзора пространства у пилота в
этом случае ограничены, да это и не особенно нужно - управление в
основном осуществляется автоматически, по приборам.Большие перемены
произошли в последние годы и в вертолетостроении: завершен переход с
поршневых двигателей на более мощные газотурбинные; их на вертолете два.
Теперь полеты на вертолетах стали безопаснее, удобнее (снижена вибрация)
и дешевле.
В конструкторском бюро М. JI. Миля создан крупнейший в мире
вертолет-кран МИ-10. Мощность газотурбинных двигателей по 5500 л. с.
Взлетный вес МИ-10-43 г, он может перевезти 20 г груза со скоростью 200
км/ч на 250 км. Вертолет отличается очень высоким шасси. Это позволяет
помещать на его прицепную платформу крупногабаритные грузы.
На монтажных работах при установке пролетов мостов, опор высоковольтных
линий электропередач и т. п. пользуются вертолетом-краном МИ-10К. Его
шасси короче; под днищем фюзеляжа установлена дополнительная кабина, из
которой можно управлять вертолетом с особой точностью, когда он висит
над монтажной площадкой.
Вертолет МИ-8, сохранив габариты своего предшественника МИ-4, способен
перевезти 28 пассажиров на 400 км со скоростью 230 км/ч, тогда как МИ-4
брал на борт только 11 пассажиров, летал с меньшей
скоростью
и на меньшее расстояние. На нем установлены два газотурбинных двигателя
по 1500 л. с. Сейчас МИ-8 - самый экономичный, самый удобный и
комфортабельный вертолет в мире.
На смену советскому первенцу МИ-1 пришел вертолет МИ-2. Несущий винт у
них по диаметру одинаковый, но современный вертолет может перевезти 8
пассажиров вместо трех, что брал на борт МИ-1. Скорость вертолета
МИ-2-200 км/ч, дальность полета - 350 км. На вертолете два газотурбинных
двигателя общей мощностью 800 л. е., по сравнению с 575 л. с. у МИ-1, а
их вес в 2 раза меньше. МИ-2, кроме пассажирского, имеет
сельскохозяйственный и санитарно-транспортный варианты.
Оригинальна конструкция нового малогабаритного вертолета КА-26,
созданного под руководством
авиаконструктора
Н. И. Камова. Вертолету не нужен хвостовой винт, а следовательно, и
длинный фюзеляж, потому что два основных несущих винта, которые
расположены одии^ад другим, вращаются в противоположные стороны.
Новый вертолет выгодно отличается от других простотой управления и
большей маневренностью - он способен произвести посадку на небольшую
площадку и даже на палубу корабля (8X8 .if). КА-26 снабжен двумя
газотурбинными двигателями по 325 л. с. Назначение вертолета КА-26
весьма разнообразно: он может перевозить 6-7 пассажиров или 900 кг
грузов, использоваться в сельском хозяйстве, а также на монтажных
работах как "летающий кран". Переоборудование машины в любой из этих
вариантов занимает всего от одного до трех часов.
Л.А. Юмашев
Размещение фотографий и
цитирование статей с нашего сайта на других ресурсах разрешается при
условии указания ссылки на первоисточник и фотографии.