Человек, из истории человека, нравственный мир человека, психология личности, человек в космосе, моральный кодекс, духовное богатство, образование и самообразование, культура поведения, счастье, что такое счастье, мама и папа, что такое идейность, жизнь- подвиг, почему так медленно изменяется нравственность, как найти призвание, призвание что это такое, купить книги в Саратове, купить старинные книги, купить контрольные, офоррмление контрольных, написание рефератов, написание курсовых в Саратове

Добро пожаловать на наш сайт!

ПОЗНАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
...

Человек, из истории человека, нравственный мир человека, психология личности, человек в космосе, моральный кодекс, духовное богатство, образование и самообразование, культура поведения, счастье, что такое счастье, мама и папа, что такое идейность, жизнь- подвиг, почему так медленно изменяется нравственность, как найти призвание, призвание что это такое, купить книги в Саратове, купить старинные книги, купить контрольные, офоррмление контрольных, написание рефератов, написание курсовых в Саратове

18.08.2014 19:36
дата обновления страницы

Человек из истории человечества

Дата создания сайта:
08/12/2012


Человек. Из истории человечества

Нравственный мир человека
Психология личности
Воспитанник-Воспитатель
Человек в космосе
Спорт и время
Обмен веществ
Витамины А, D, K, PP, C, B2, B6, B12
Болезни отступают
"Бой мышей"
35 "Запасных частей"
Население земли
Историческая наука и современн.
Новые методы работы архиологов
Аэрофотосьемка-археологии
Клад из старой Рязани
Что читать

Полезные ссылки

Дата создания сайта: 08/12/2012
Дата обновления главной страницы: 18.08.2014 19:36

Человек, из истории человека, нравственный мир человека, психология личности, человек в космосе, моральный кодекс, духовное богатство, образование и самообразование, культура поведения, счастье, что такое счастье, мама и папа, что такое идейность, жизнь- подвиг, почему так медленно изменяется нравственность, как найти призвание, призвание что это такое, купить книги в Саратове, купить старинные книги, купить контрольные, офоррмление контрольных, написание рефератов, написание курсовых в Саратове
e-mail:
Человек, из истории человека, нравственный мир человека, психология личности, человек в космосе, моральный кодекс, духовное богатство, образование и самообразование, культура поведения, счастье, что такое счастье, мама и папа, что такое идейность, жизнь- подвиг, почему так медленно изменяется нравственность, как найти призвание, призвание что это такое, купить книги в Саратове, купить старинные книги, купить контрольные, офоррмление контрольных, написание рефератов, написание курсовых в Саратове
icq:
613603564
Полезные ссылки  

Купи щенка в Саратове, продажа щенков и взрослых собак немецкой овчарки с родословной от элитных производителей, регистрация в РКФ, дрессура собак по милицейской методике ОКД (общий курс дрессировки), ЗКС (защитно-караульная служба). Доска бесплатных объявлений г. Саратова, добавь свои объявления на нашу доску и их увидят миллионы людей Доска бесплатных объявлений г. Саратова, каталог статей, каталог предприятий и фирм, каталог ссылок, добавь свои объявления и предприятия, статьи на наши доски и их увидят миллионы людей Производим автошампуни для ручной и бесконтактной мойки автотранспорта, жидкие мыла, в т.ч. антибактериальные, средства для мытья посуды, уборки помещений, для ультразвуковой очистки деталей в ультразвуковых ваннах, моющие средства для наружной обмывки и внутренней уборки пассажирских железнодорожных вагонов, разрешенные к применению ВНИИЖТ на железнодорожном транспорте Тематическая доска бесплатных объявлений России, только реальные объявления, тематические объявления на любой вкус, объявления о знакомстве, строительстве, купля продажа автотранспорта Профессиональная доска бесплатных объявлений России, только реальные тематические объявления, объявления на любой цвет вкус, объявления о работе, недвижимость, купля автотранспорта, автосервисы, автомагазины, услуги, бизнес, инвестиции Качественное продвижение вашего сайта, быстрый рост ТИЦ и PR, регистрация сайтов в каталогах, размещение статей, рассылка объявлений на доски, email рассылки, рассылка электронных писем, регистрация предприятий в каталогах фирм, прогон сайтов по форумам, прогон по доскам объявлений, широкий выбор емаил рассылок, добавление ваших сайтов в поисковые системы Все о цитрусовых, лимоны, мандарины, лаймы, апельсины, памело, грейпфрут, гидриды, ремонтантные лимоны, комнатные лимоны, лимонарий, выращивание лимона в комнатных условиях, тепличные лимоны, Павловский лимон, цветение лимона, условия содержание лимона, болезни комнатных лимонов, где купить лимон, размножение лимона, лимон на окне, все о цитрусовых, разведение цитрусовых в доме, мандарины на окне, карликовые цитрусовые Познание продолжается, наука и человечество 60-х-80-х годов, наука для детей, энциклопедии для детей, книги для детей, старинные книги, знание сила, все о старинной науке, антикварные книги, старинные научные книги и справочники

Статистика Yandex   Яндекс.Метрика
Статистика Mail Рейтинг@Mail.ru

Статистика Liveinternet  


Психология личности

 

  Что изучает психология личности.

  Кем рождается человек.

  Становление личности.

  Что заставляет людей действовать.

  Чувства.

  Цель жизни.

 

  Что изучает психология личности.

Психология - это наука о человеке, она изучает законы его психической жизни, в основе которой лежит работа центральной нервной системы, мозга - самого сложного и самого совершенного создания природы, продукта развития человеческого общества.
Психологи изучают различные стороны психической жизни человека: ощущения и восприятие, мышление и память, внимание, речь и многое другое. Но центральная проблема для психологов, конечно, - изучение человеческой личности.
О любом из вас, наши читатели, можно сказать очень многое, но уж если говорить, то начинать надо с того, что каждый из вас - это личность, т. е. человек, наделенный особыми психическими свойствами, познающий и преобразующий мир, занимающий определенное место среди других людей в обществе и способный управлять поведением.
Никогда не было и не будет на Земле человека, во всем подобного вам, и тщетны были бы усилия пожелавшего найти в мире своего двойника. Как неповторимы Шекспир иди Толстой, так неповторим и любой другой человек.
Гаков один из главных законов психологии. Но он совсем не означает, что в силу своей сложности и неповторимости личность не может быть изучена.
Психологи настойчиво стремятся узнать, как строится "здание" человеческой личности и что служит для нее "строительным
материалом". При этом основное внимание ученые обращают на то, как и почему действует человек, что ему необходимо в жизни, к чему он стремится, как относится к тем или иным явлениям жизни. Иными словами, психология личности изучает в первую очередь человеческую деятельность, потребности человека, мотивы его поведения, чувства.
Человек есть существо природное, но вместе с тем и общественное. Как личность человек формируется только в обществе. Какой становится личность человека, зависит прежде всего от того, в каких общественных условиях он живет и какое место в обществе занимает. В классовом обществе решающее значение имеет то, к какому классу принадлежит человек, интересы какого класса он защищает. Конечно, личность раба совсем не то же самое, что личность рабовладельца, личность рабочего не то же, что личность капиталиста. Но мы знаем, что и в капиталистическом обществе и в нашем обществе, социалистическом, люди очень различны. Формирование человеческой личности представляет собой сложный процесс, люди, воспитывавшиеся даже в схожих общественных условиях, могут обладать глубоко индивидуальными чертами.
Как же формируется личность человека, каковы психологические "механизмы" ее формирования? Этим вопросам и посвящена настоящая статья.

  Кем рождается человек.

Чтобы узнать, как и из чего построен дом, лучше внимательно понаблюдать за работой от начала до конца, чем рассматривать уже готовое здание. Так и нам следует обратиться к тому моменту, когда только еще закладывается фундамент будущей личности.
Начнем с того, что человек не рождается готовой личностью, он ею становится постепенно, и на это уходят многие годы.
Тут возможен вопрос: ну а кем же тогда рождается человек?
Всякий живой организм (в том числе и человек) - это не сумма отдельных органов, а такое единство, в котором все составные части связаны между собой и зависят друг от друга. Если нарушается жизнедеятельность какого* либо органа, то это не может не отразиться на деятельности всего организма, потому что нарушается его единство, сложившееся в процессе биологической эволюции.
Таким образом, всякое отдельное живое существо целостно, неделимо. Чтобы подчеркнуть это, мы говорим, что оно есть индивидуум (в переводе на русский язык с латыни это означает "неделимое").
Вот таким индивидуумом и является новорожденный человек.
Не следует, конечно, думать, что все индивидуумы одного вида совершенно одинаковы. Даже животные одного вида могут сильно отличаться друг от друга. Посмотрите, как по-разному ведут себя совсем еще недавно родившиеся щенки. Те, что подвижны, энергичны, первыми бросаются к пище, отталкивая своих робких собратьев; эти напористые малыши с первых дней жизни становятся хозяевами положения.
На этом примере мы убеждаемся, что животные, помимо черт, общих для всего вида, имеют особые свойства, присущие только данному индивидууму. Это так называемые индивидуальные особенности. Они обусловлены и наследственностью, и в дальнейшем прижизненным влиянием окружающей среды; другими словами, индивидуальные особенности - это сплав врожденных и приобретенных черт. Пожалуй, еще более отчетливо, чем у животных, индивидуальные особенности проявляются у маленьких детей, даже новорожденных. Значит, уже с первого дня жизни человек обладает индивидуальными особенностями. Но можно ли говорить о личности новорожденного? Разумеется, нельзя, так же как нельзя говорить о личности животного. Но между человеческим индивидуумом и любым другим живым существом имеется глубокое различие: ребенок может стать личностью, а животное - никогда. Следовательно, индивидуальные особенности нельзя отождествлять со свойствами личности, ценность личности прямо не зависит, например, от свойств нервной системы, от особенностей темперамента. Тем более что под влиянием условий жизни врожденные индивидуальные свойства могут сильно меняться.
В опытах И. П. Павлова было показано, как в результате соответствующего воспитания можно сделать животное запуганным или злобным. И среди людей можно, к сожалению, наблюдать, как обладатель живого, так называемого сангвинического темперамента, основу которого составляет, согласно учению И. П. Павлова, тип нервной системы, характеризующийся силой и подвижностью физиологических процессов, становится человеком мелким, цепляющимся за привычное, боящимся нового. Правильное воспитание, понимание своих недостатков, твердость характера помогают человеку с успехом преодолевать отрицательные индивидуальные особенности.

  Становление личности.

Хотя индивидуальные особенности могут подвергаться значительным изменениям, все-таки между особенностями человека как индивидуума и его личностью существует глубокая связь: ведь личность - это продукт развития индивидуума. Проходит немало времени, десятки лет, прежде чем личность достигает полной зрелости.
Впрочем, время далеко не единственное и не главное условие развития личности, само по себе оно не может превратить индивидуум в личность. В этом нас убеждают, например, известные ученым судьбы детей, похищенных в раннем возрасте дикими зверями. Сколько бы времени ни проходило, а дети, росшие среди хищников, личностями не становились. Отсюда легко сделать вывод, что ребенок должен постоянно находиться в человеческом обществе, вступать с ним в те или иные отношения. Вот эта связь человек - общество и формирует прежде всего человеческую личность.
В нормальных условиях человек очень рано вступает в отношения с обществом, с другими людьми, и эти отношения постоянно меняются, развиваются, становясь изо дня в день все богаче.
Хорошо известно, что в ранний период жизни различные связи между ребенком и окружающим его миром разрозненны, ребенок не имеет единого отношения к предметам и явлениям действительности. Настроения легко сменяют друг друга, потому что они ничем между собой не объединены, они как бы взаимно независимы. Ребенок, только что плакавший из-за обиды, которую причинил ему взрослый, радостно тянется к новой игрушке; он еще продолжает время от времени всхлипывать, но это только "отзвук" пережитой эмоции, психологически ребенок уже полностью захвачен игрой. Другое дело - дети постарше.
Однажды ребенку лет шести взрослый дал довольно трудное задание и обещал в награду дать вкусную конфету, а сам ушел. Конечно, ребенку хотелось и выполнить задание, и получить конфету. Малыш очень старался, но все-таки не справился с делом. Когда же взрослый вернулся в комнату, ребенок сделал вид, что выполнил все как нужно. Взрослый же, хоть и догадался об обмане, но, чтобы не огорчать ребенка, похвалил его и дал обещанную конфету. Казалось, что, получив награду, ребенок обрадуется. На самом же деле произошло совсем другое: ребенок смутился и заплакал.
Неожиданно? Нет, нисколько.
Ведь ребенок не только хотел получить конфету. У него сложились отношения и к делу, и к окружающим людям. Поэтому незаслуженная награда не только не искупила горечи неудачи, но расстроила еще больше. Ведь конфета была для него не самым важным, гораздо важнее было выполнить задание; получение конфеты оказалось подчиненным этому главному и само по себе не могло обрадовать ребенка.
Эта маленькая история очень поучительна. Она показывает, что в развитии человека не просто увеличивается количество отношений, которые связывают его с окружающими явлениями и с другими людьми. Одни отношения становятся более важными, главными, другие менее важными. При этом они существуют не разрозненно, а подчиняются друг другу, образуя как бы цепочки, целые системы отношений.
Отношения ребенка с обществом меняются и от того, какое место в нем ребенок занимает.
В первые годы жизни ребенок не имеет никаких обязанностей перед обществом, он предмет постоянных забот взрослых, и поэтому все, что ребенок делает, имеет значение только для него самого.
Однако очень скоро картина меняется. В этом смысле переломным моментом в истории формирования личности человека является его поступление в школу. Здесь он впервые убеждается в том, что его деятельность имеет общественную ценность, она нужна не только ему самому. Ведь находиться в обществе и жить только для себя невозможно.
В школе ребенок постепенно приобщается к подлинно человеческой деятельности, которая и определяет формирование личности. Цели деятельности становятся все более значительными, а стремление к их достижению вырабатывает необходимое единство поведения, укрепляет связь между отношениями, сложившимися у человека с окружающим миром, с жизнью.
Целенаправленная, осмысленная деятельность как бы распределяет эти отношения по степени их важности для человека в данный период жизни; отношения, которые были главными, уступают свое место, и на высших ступенях этой воображаемой лестницы оказываются совсем другие. Для дошкольника главная деятельность - это игра и наиболее важно все, что с ней связано. Но вот вчерашний дошкольник становится первоклассником, теперь основное в его жизни - учение; эта ведущая деятельность рождает совсем иные отношения и к играм, и ко всему, с чем встречается ребенок в жизни.
Изо дня в день устанавливает подрастающий человек все новые связи с самыми различными сторонами действительности, все полнее сливается с жизнью общества, заражаясь его стремлениями, интересами, целями: он все более глубоко овладевает знаниями и представлениями о различных сторонах жизни - формами общественного сознания. Это очень важный период в формировании личности, потому что в дальнейшем, когда ребенок превратится во взрослого человека, о богатстве и широте его личности будут судить в первую очередь по богатству и широте его связей с жизнью. Лишь обывателя ничто не касается и ничто не интересует. Обыватель связан только со своим скудным мирком, а настоящему человеку всегда многое близко и интересно. Если мы обратимся к биографиям выдающихся людей, то увидим, как многогранна была личность каждого из них, как разносторонни их интересы, глубоки знания.
Как-то Маркс сказал, что ничто человеческое ему не чуждо. Как это можно понять? конечно, только в том смысле, что все, чем живут люди, волнует его, близко и понятно ему. Богатство интересов не только не мешает многим известным людям заниматься главным своим делом, а, как правило, помогает. Чехов не скрывал, что медицинские познания часто были необходимы в его литературной работе, а Эйнштейн утверждал, что романы Достоевского дали ему как ученому больше, чем открытия многих коллег. Трудно в наше время сделать что-то крупное, имея познания, пусть даже большие, только в одной узкой области.
Но тут перед нами неизбежно возникает вопрос о том, что заставляет человека выбирать в жизни тот или иной путь, что, выражаясь проще, руководит его поведением.

  Что заставляет людей действовать.

Люди все время что-то делают. Стоит только выглянуть в окно, и мы увидим, как спешат куда-то прохожие, дети снаряжают в путь бумажный кораблик, малыши играют в мяч. А где-то в эту минуту люди мчатся в поездах, летят в самолетах, стоят у станков в цехах, идут по звериному следу на охоте, придумывают новые машины, пишут мелом на классных досках. А вы читаете Детскую энциклопедию.
Что же заставляет людей действовать, ставить перед собой цели и стремиться к их достижению, работать, учиться, развлекаться?
Любое действие, совершаемое человеком, в конечном счете направлено на удовлетворение тех или иных потребностей. Они-то, потребности, и выполняют роль внутренних двигателей поведения.
Всякое живое существо, начиная от самых простейших и кончая человеком, стоящим на верхней ступени биологической эволюции, нуждается в определенных условиях для поддержания жизни. А состояние нужды живого организма в том, что необходимо для сохранения и поддержания его жизни и жизни данного вида в целом, называется потребностью.
Если же речь идет, как у нас с вами, о человеческих потребностях, то имеется в виду состояние нужды в том, что необходимо для человеческой жизни и жизни общества.
Давайте проделаем такую работу: разделим пополам лист бумаги и попытаемся в левой половине листа перечислить потребности животных, а в правой - потребности человека.
На первых порах записи будут совпадать: действительно, потребность в пище, питье, тепле, самосохранении есть и у животных и у человека. Но очень скоро колонка под рубрикой "потребности человека" начнет стремительно увеличиваться и обгонять как бы застывший на месте список потребностей животных. Появятся такие слова, как труд, наука, познание, искусство и т. д.
Так мы наглядно убедимся в том, что у человека гораздо больше потребностей, чем у животных, даже наиболее развитых среди них, например высших обезьян.
Но дело, конечно, не только в количестве, главное состоит в том, что потребности человека совсем не похожи на потребности животных, они и происхождение имеют иное.
На земле существует только человеческое общество, и в нем впервые возникли и стали развиваться и труд, и наука, и искусство. Значит, и потребности людей имеют не биологическое, природное, как у животных, а общественное происхождение. "
Потребности - не только двигатели поведения, они, кроме того, еще и регулируют его.
Представим себе на минуту человека, пожелавшего одновременно удовлетворить все свои многочисленные потребности. Каждому ясно, что это стремление равносильно желанию одним выстрелом убить целую стаю птиц (такое, как известно, удавалось только знаменитому барону Мюнхаузену, да и то в мечтах). Впрочем, что же говорить о человеке, если даже животное, у которого по сравнению с человеком не так уж много потребностей, не может удовлетворить их все сразу.
Понаблюдаем, например, за поведением собаки, которая испытывает потребность в пище и чувствует ее запах. Собака предпринимает целый ряд действий: пытается определить, откуда запах исходит, обнаружить желанную пищу и заполучить ее. Ну, а если собака сыта? Тогда, она, возможно, даже не обратит внимания на тот же самый запах и будет спокойна. Но бывает и так (это очень важно!), что животное голодно, а на пищу никак не реагирует : значит, в данный момент у него сильнее какая-то другая потребность, животному, как говорится, не до еды, ему необходимо, например, спасаться от сильного, опасного врага.
И человеку тоже бывает не до еды и не до развлечений. Недаром о некоторых людях говорят, что, работая или занимаясь каким-то любимым делом, они забывают обо всем на свете.
Потребность в труде, в творчестве так сильна, что отодвигает все другие потребности на второй план.
Однако сами потребности не могли бы так точно регулировать поведение и деятельность человека, если бы не имели для этого посредников. Вряд ли кто-нибудь из вас, придя из школы, думает: "Мой организм испытывает потребность в пище", - нет, вы просто говорите: "Я голоден". Чувство голода и есть тот посредник, который сообщает вам о том, что необходимо организму для продолжения нормальной деятельности, и управляет вашим поведением.
Но вот что интересно: когда проголодавшийся человек принимается есть, то через некоторое время чувство голода сменяется ощущением сытости. Некоторые полагают, что это происходит оттого, что питательные вещества попали в кровь и потребность удовлетворена. В действительности же дело обстоит совсем не так: чувство сытости возникает гораздо раньше того момента, когда питательные вещества начинают поступать в кровь. Это еще раз убеждает нас в том, что переживания-посредники управляют не потребностями, а поведением, переживание сытости сигнализирует не о том, что потребность удовлетворена, а о том, что пора прекратить еду.
Насколько необходимы эти посредники, легче всего убедиться, когда они по тем или иным причинам пропадают. Их исчезновение немедленно сказывается на поведении человека. Есть, например, такие заболевания, при которых сколько бы человек ни ел, чувство сытости у него не появляется, и он просто не знает, когда следует прекратить еду, или же наоборот, организм испытывает необходимость в пополнении ресурсов, а человек не ощущает голода.
Имеют своих посредников и высшие, духовные потребности. Влечение к музыке тоже сигнал, но он не связан с состоянием организма, а сообщает о том, что человек - личность нуждается в определенных эстетических впечатлениях. Обычно, желая обозначить потребность, называют предмет, которым она может быть удовлетворена. Так, мы говорим о потребности в молоке, мясе или хлебе. Все эти потребности - пищевые, но они отличаются друг от друга, а именно тем, что имеют разное предметное содержание.
Как же возникает предметное содержание потребностей? И. П. Павлов сделал такое наблюдение: если щенка с самого рождения кормить только молочной пищей, а потом дать ему мяса, то оказывается, что оно не вызывает у него пищевой реакции. Только после того как щенок узнал его вкус, он начал реагировать на мясо как на пищу.
Эти и сходные с ними явления в последние годы особенно привлекали внимание ученых и стали подробно изучаться. Выяснилось, что даже во врожденных потребностях животных с самого начала не "записано", какие именно конкретные предметы удовлетворяют данную потребность. Первоначально потребность как бы безлика, она может быть удовлетворена самыми различными предметами. Но стоит однажды удовлетворить чем-то пищевую потребность, как она приобретает предметное содержание, теперь это не просто пищевая потребность, а потребность именно в молоке или хлебе. Потребность как бы узнала себя в этих предметах.
Поскольку разные народы живут не в одинаковых условиях, в разных странах пищевая потребность удовлетворяется не одними и теми же предметами. Таким путем у каждого народа складываются традиции национальной кухни. У жителя Сибири может и не быть потребности в бананах, так же как у обитателей Экваториальной Африки в мороженой рыбе.
Возможно, кому-то из читателей невольно приходит в голову вопрос о том, какое, собственно, отношение все эти сведения о пищевой потребности имеют к психологии личности. "
Но существуют законы, общие и для относительно простых, органических потребностей, и для гораздо более сложных - духовных. Возможность удовлетворять потребности различными предметами открывает пути их развития и усложнения. Если бы из поколения в поколение люди имели одни и те же духовные и органические потребности, человеческое общество стояло бы на месте. Но люди сами производят свои потребности. Эта мысль принадлежит К. Марксу. Выражение "производить потребности" может показаться странным, ведь мы привыкли к тому, что производятся всякого рода материальные и духовные ценности: производятся орудия, станки, делаются научные открытия, создаются произведения искусства. А потребности - это внутренние состояния человека. И все-таки потребности именно производятся. Вспомним, о чем мы только что говорили: содержание потребностей развивается благодаря тому, что они как бы узнают себя в тех предметах, с помощью которых удовлетворяются. Но потребности, характерные для человека, удовлетворяются теми материальными и духовными благами, что создаются трудом.
В этом смысле интересно, например, проследить, как развивалась у людей потребность в одежде. Вначале была просто потребность укрыться от холода, и звериные шкуры, которые люди стали надевать на себя, по существу еще не были одеждой. Затем шкуры для удобства стали сшивать, придавая этим шубам определенную форму. Теперь уже появилась потребность в сшитых шкурах. Шли века, и стремление полнее удовлетворить потребности заставляло людей производить все новые предметы, и потребности "узнавали" себя в них, а это означает, что и сама потребность тоже становилась другой.
И теперь, в наши дни, люди имеют потребности совсем в иной одежде, чем сто или двести лет назад.
Вряд ли кто-нибудь из вас испытывает нужду в камзоле или платье со шлейфом. Вот и выходит, что, производя материальные или духовные ценности, люди одновременно производят и свои потребности.
Для изучения человеческих потребностей очень важно наблюдать за тем, ради чего человек действует, совершает те или иные поступки. Именно это и раскрывает его истинные потребности.
Допустим, вы услышали о выходе в свет новой книги, и представление о ней заставляет вас идти в магазин, библиотеку или к товарищу, у которого эта книга может быть. Но стали бы вы все это делать, если бы у вас не было потребности в книге? Конечно, нет. Тот факт, что книга побуждает вас действовать, тоже отражает потребность. В данном случае книга, желание иметь ее, становится мотивом вашего поведения, т. е. тем, ради чего вы действуете.
М. Горький писал: "Я не знаю в жизни ничего более интересного, чем мотивы человеческих действий". И это очень верно, потому что понять мотивы, которые заставляют человека ставить перед собой те или иные цели и достигать их, значит понять, как человек относится к окружающему миру. Ведь один и тот же поступок может иметь совершенно различные мотивы. Если вам скажут, что кто-то прыгнул с высокого моста в реку, вы первым делом спросите: "А ради чего?" Возможно, этот человек хотел проверить, смелый ли он, или решил обратить на себя всеобщее внимание. Но вероятнее всего он хотел оказать помощь тонущему.
Или возьмем другой пример. Сидят в классе тридцать мальчиков и девочек, и все они заняты одним и тем же делом: решают задачу. Но заставляют их искать ответ разные мотивы: один это делает ради хорошей отметки, другой - ради того, чтобы приобрести знания. Одна и та же деятельность имеет для них различный смысл и по-разному характеризует личность каждого из них.

  Чувства.

Человек не безучастно относится к окружающему миру. Предметы, события, свидетелем или участником которых человек становится, вызывают у него различные эмоциональные состояния.
Радость, печаль, хорошее или плохое настроение, испуг, возмущение, гнев - все это эмоциональные процессы. Они выражают отношение человека к действительности. Эти отношения зависят от того, насколько данный предмет или событие отвечает потребностям человека. Несколько упрощая, можно сказать, что чем полнее предмет удовлетворяет ту или иную потребность, тем более приятное чувство он вызывает у человека. Впрочем, необходимо заметить, что отношение человека к предметам зависит не столько от самих предметов, сколько от тех обстоятельств, в которых он с ними встречается. Если спросить, боитесь ли вы медведей, большинство ответит, наверное, утвердительно. Но ответ этот не будет верен для всех случаев. В зоопарке, где звери находятся в клетках, медведь никого не пугает, но если вы неожиданно встретитесь с ним в лесу, на свободе, вот тогда действительно страшно. Правда, кое-кому и в зоопарке бывает страшновато, но это потому, что вы можете представить себе иную ситуацию, чем та, в которой вы находитесь. Следовательно, пугает не медведь, а те условия, которые делают его опасным.
Подобно потребностям, чувства играют в жизни человека роль внутренних регуляторов поведения. Они сигнализируют о том, как протекает деятельность этого человека, все ли обстоит в жизни благополучно.
Эмоции очень тонко отмечают изменения в окружающих условиях. Иногда настолько тонко, что человек и сам не сразу понимает, отчего у него изменилось настроение.
При некоторых психических заболеваниях нарушается нормальное течение эмоциональных процессов, и тогда видно, как меняется и искажается отношение к жизни таких больных. Одни из них по самому незначительному поводу могут впасть в глубокую тоску, отчаяние; жизнь для них окрашивается в самые мрачные тона. Другие делаются совершенно безразличными к окружающему, ничто их не волнует, не интересует, не вызывает отклика.

Психология личности, что изучает психология личности, становление личности, что заставляет людей действовать, чувства, цель жизни, Что читать, литература по теме:, Человек, из истории человека, нравственный мир человека, психология личности, человек в космосе, моральный кодекс, духовное богатство, образование и самообразование, культура поведения, счастье, что такое счастье, мама и папа, что такое идейность, жизнь- подвиг, почему так медленно изменяется нравственность, как найти призвание, призвание что это такое, купить книги в Саратове, купить старинные книги, купить контрольные, офоррмление контрольных, написание рефератов, написание курсовых в Саратове

Здесь мы видим только спины ребят, но нам ясны их чувства: один с интересом следит за игрой, другого привлекло что-то иное, а третьему просто скучно.

Психология личности, что изучает психология личности, становление личности, что заставляет людей действовать, чувства, цель жизни, Что читать, литература по теме:, Человек, из истории человека, нравственный мир человека, психология личности, человек в космосе, моральный кодекс, духовное богатство, образование и самообразование, культура поведения, счастье, что такое счастье, мама и папа, что такое идейность, жизнь- подвиг, почему так медленно изменяется нравственность, как найти призвание, призвание что это такое, купить книги в Саратове, купить старинные книги, купить контрольные, офоррмление контрольных, написание рефератов, написание курсовых в Саратове

При этом как в первом, так и во втором случае меняется и поведение больных, вся их деятельность.
Нарушение эмоциональных процессов особенно ярко показывает, какую большую роль играют эмоции в человеческой жизни.
Из всех видов эмоциональных процессов лучше всего изучены аффекты - короткие, но очень сильные переживания. Это и гнев, и страх, доходящий до ужаса, и глубокое отчаяние.

Психология личности, что изучает психология личности, становление личности, что заставляет людей действовать, чувства, цель жизни, Что читать, литература по теме:, Человек, из истории человека, нравственный мир человека, психология личности, человек в космосе, моральный кодекс, духовное богатство, образование и самообразование, культура поведения, счастье, что такое счастье, мама и папа, что такое идейность, жизнь- подвиг, почему так медленно изменяется нравственность, как найти призвание, призвание что это такое, купить книги в Саратове, купить старинные книги, купить контрольные, офоррмление контрольных, написание рефератов, написание курсовых в Саратове

Такие эмоциональные вспышки сопровождаются большими изменениями в деятельности внутренних органов, в частности сердечно-сосудистой системы, и имеют яркое внешнее выражение: человека охватывает дрожь, он покрывается холодным потом, лицо его краснеет или, наоборот, бледнеет. Изучение этих внутренних процессов, происходящих в аффективных состояниях, привело к тому, что двое ученых почти одновременно выдвинули теории, объясняющие происхождение эмоций, очень похожие одна на другую. Авторы этих теорий утверждают, будто эмоциональные переживания, аффекты например, всего лишь сумма ощущений, вызываемых изменениями во внутренних органах.
Один из ученых писал, что мы печальны, потому что плачем; боимся, потому что дрожим; радуемся, потому что смеемся. Эта теория сразу завоевала много сторонников. Особенно убедительной она показалась потому, что ученые рекомендовали проделать простейшие опыты, доступные каждому. Некоторые из них можете повторить и вы. Встаньте, например, утром, медленно и вяло оденьтесь, сядьте за стол, опустив плечи и сгорбившись, тяжело вздохните, уроните голову на руку - и вами овладеет грусть. Подобные эксперименты заставляли верить, что действительно нам грустно потому, что мы плачем и у нас текут слезы, а не потому, что у нас произошло несчастье.
Но нашелся человек, усомнившийся в правильности такого объяснения, и произошло то, что не раз бывало в истории науки:
весьма убедительная теория пала под натиском новых фактов, новых экспериментальных данных. Американский ученый У. Кеннон в 20-х годах нашего века провел любопытное исследование. Он вводил в кровь людям значительные дозы адреналина, хорошо зная, что повышение количества адреналина в крови приводит к изменениям в организме, характерным для эмоции страха. Испытуемые Кеннона рассказывали, что они ощущали нечто подобное тому, что бывает при испуге. Значит, изменения в организме происходили. Но страшно-то испытуемым Кеннона не было, эмоции страха не возникало!
Эти эксперименты показали, что одних внутренних изменений недостаточно для возникновения эмоций. Кроме того, хорошо известно, что одни и те же процессы во внутренних органах имеют место при различных переживаниях: человек плачет и от горя и от радости. Но, пожалуй, самое убедительное доказательство, приводимое Кенноном, то, что физиологические изменения в организме, характерные для эмоций, развиваются медленнее, чем возникают сами эмоции. Человек уже испугался, а холодный пот у него на лбу еще не выступил. Так была опровергнута теория, истинность которой несколько десятилетий не вызывала у большинства ученых почти никаких сомнений.
Дальнейшие исследования показали, что периферические изменения в организме, во-первых, не исчерпывают физиологического механизма эмоций, а во-вторых, никак не могут быть их причиной.
Опыты устанавливали также, что прекращение описанных изменений в организме не нарушает эмоциональных процессов.
Главная роль в возникновении эмоций принадлежит высшим отделам центральной нервной системы - коре и подкорке головного мозга. Если взаимодействие коры и подкорки осложняется, то возникают эмоциональные состояния. Сдвиги же в периферических процессах организма, наблюдаемые при эмоциях, объясняются тем, что возбуждение распространяется на подкорковые отделы, управляющие работой внутренних органов.
Итак, плачем мы все-таки, когда нам грустно, а не наоборот.
Как бы ни были разнообразны и неповторимы переживания каждого человека, возникновение и течение эмоциональных процессов имеет свои закономерности, общие для всех людей. В зависимости от силы, глубины, направленности переживаний выделяют различные формы эмоциональных процессов: аффекты, настроения, чувства. Мы уже говорили, что аффекты - это краткие, но сильные вспышки эмоциональных переживаний.
Интересно, однако, что аффект может возникнуть только в конкретной ситуации. В процессе предвидения каких-то событий аффект не возникает, хотя к этим событиям вполне возможно эмоциональное отношение. Помните, в романе JI. Н. Толстого "Война и мир" юный Петя Ростов очень боялся, что в бою ему станет страшно. Он эмоционально относился к будущему аффекту, т. е. страху, который он мог испытать в ходе сражения.
Причины аффектов не всегда осознаются человеком, и управлять ими чрезвычайно трудно. Аффекты оказывают сильнейшее влияние на поведение человека; они вызывают даже явление, называемое сужением сознания.
Самые сложные эмоциональные процессы, свойственные только человеку, - чувства. Они всегда направлены на определенный предмет. Не может быть любви или ненависти вообще, это обязательно любовь или ненависть к кому-то или к чему-то.
Чувства отличаются от других эмоциональных процессов прежде всего своей устойчивостью ; именно они и делают наше отношение к жизни относительно постоянным; им, следовательно, принадлежит важнейшая регулирующая роль в нашем поведении. Аффекты, настроения возникают и относительно быстро исчезают, а чувства могут сохраняться очень длительное время. Они могут вступать в конфликт с эмоциями и всегда побеждают в этом невидимом споре. Если нас огорчает любимый человек, мы некоторое время сердимся на него, переживаем отрицательную эмоцию, но при этом наше постоянное отношение к нему сохраняется. Легче всего понять суть такого конфликта на следующем примере: самая любящая мать может возмутиться поступком своего ребенка, но даже и тогда она продолжает

Психология личности, что изучает психология личности, становление личности, что заставляет людей действовать, чувства, цель жизни, Что читать, литература по теме:, Человек, из истории человека, нравственный мир человека, психология личности, человек в космосе, моральный кодекс, духовное богатство, образование и самообразование, культура поведения, счастье, что такое счастье, мама и папа, что такое идейность, жизнь- подвиг, почему так медленно изменяется нравственность, как найти призвание, призвание что это такое, купить книги в Саратове, купить старинные книги, купить контрольные, офоррмление контрольных, написание рефератов, написание курсовых в Саратове Психология личности, что изучает психология личности, становление личности, что заставляет людей действовать, чувства, цель жизни, Что читать, литература по теме:, Человек, из истории человека, нравственный мир человека, психология личности, человек в космосе, моральный кодекс, духовное богатство, образование и самообразование, культура поведения, счастье, что такое счастье, мама и папа, что такое идейность, жизнь- подвиг, почему так медленно изменяется нравственность, как найти призвание, призвание что это такое, купить книги в Саратове, купить старинные книги, купить контрольные, офоррмление контрольных, написание рефератов, написание курсовых в Саратове

Психология личности, что изучает психология личности, становление личности, что заставляет людей действовать, чувства, цель жизни, Что читать, литература по теме:, Человек, из истории человека, нравственный мир человека, психология личности, человек в космосе, моральный кодекс, духовное богатство, образование и самообразование, культура поведения, счастье, что такое счастье, мама и папа, что такое идейность, жизнь- подвиг, почему так медленно изменяется нравственность, как найти призвание, призвание что это такое, купить книги в Саратове, купить старинные книги, купить контрольные, офоррмление контрольных, написание рефератов, написание курсовых в Саратове

Мимикой и жестами актеру удается передать сложные переживания и чувства своего героя.

любить его. В этом примере раздражение или возмущение - эмоции, а любовь - чувство, постоянное отношение.
Именно устойчивые, глубокие чувства делают человеческую жизнь содержательной, помогают добиваться самых высоких целей.

  Цель жизни.

Перед каждым человеком рано или поздно, чаще всего в начале юности, возникает вопрос: как не заблудиться в море интересов, увлечений, стремлений и приплыть к желаемому берегу. Ответ на первый взгляд прост: нужно знать, какой именно берег больше всего привлекает, и тогда этот берег будет одновременно и компасом, указывающим вам путь. Точнее говоря, направляет развитие личности цель жизни. Это очень знакомые слова, но вдумайтесь еще раз в их смысл. Может быть, цель жизни - это просто желание, ну, скажем, стать инженером или летчиком, получить при окончании школы золотую медаль или всего-навсего завести почтового голубя?
Нет, чтобы стать целью всей жизни, желание должно подчинить себе жизненные планы человека, объединить его действия и усилия, сделаться тем мерилом, с которым он подходит к оценке своих и чужих поступков.
По тому, какова у человека цель в жизни, можно судить о ценности его личности. Важно, чтобы цель, поставленная перед собой, не была узколичной, а имела бы объективную ценность, чтобы общество было заинтересовано в ее достижении. А какая же польза обществу ст того, что кто-то для удовлетворения самолюбия получил золотую медаль?
Далеко не всем людям удается легко обрести цель жизни. Стремления, планы могут меняться, и каждое такое изменение оказывает свое влияние на развитие личности.
Конечно, человек формируется под влиянием тех конкретно-исторических условий, в которых он живет. Но из этого не надо делать вывод, будто личность не что иное, как продукт биографии человека, т. е. прошлое целиком определяет его настоящее и даже будущее. Это неверно, потому что личность находится в постоянном движении, каждый день в ней что-то обновляется.
Гораздо сильнее прошлого на развитие личности влияет то, к чему человек стремится в настоящий момент, чего он хочет в будущем.
Прекрасным примером в этом отношении может служить судьба воспитанников выдающегося советского педагога А. С. Макаренко. Ребята, приходившие в колонию правонарушителями, выходили из нее через несколько лет активными и убежденными строителями новой жизни. В корне менялось их отношение к действительности. То, что раньше казалось важным и ценным, теперь представлялось совсем в ином свете. У них появлялись новые цели в жизни и новые мотивы поведения. Заслуга Макаренко и состояла прежде всего в том, что он помогал найти правильную цель. Недаром лохмотья каждого вновь прибывшего колониста сжигались - это символизировало освобождение от прошлого.

Однако как бы ни были хороши воспитатели и благоприятны окружающие условия, значительная личность может сформироваться только в том случае, если человек сам активно участвует в ее создании. Личность складывается только в начале жизненного пути, но уже подросток в значительной степени сам ее "конструирует", "строит". Он знает, каким бы он хотел быть: добрым, справедливым, смелым, самостоятельным, - и старается осуществить свою программу.
С того момента, как человек начинает осознавать себя как личность, он анализирует свои поступки, отмечает свои достоинства и недостатки, намечает пути собственного развития. Особенно активно "самостроительством" человек обычно занимается в юности, и эта работа, пожалуй, как ничто другое, щедро вознаграждает его.
Итак, под влиянием всех тех условий, о которых мы говорили, индивидуум превращается в человеческую личность.
Подобно тому как индивидуум - единство органов и жизненных функций организма, так и личность тоже единство, но высшего порядка. Это единство психической деятельности человека, его отношений к миру. Если индивидуум действует для того, чтобы поддерживать жизнь, то личность живет, чтобы действовать, добиваться поставленных целей.

  А.Н. Леонтьев

 

 

 

 

 

Размещение фотографий и цитирование статей с нашего сайта на других ресурсах разрешается при условии указания ссылки на первоисточник и фотографии.

 

 Доска  объявлений:  

Тематическая доска бесплатных объявлений с хорошей посещаемостью, объявлении о продаже бизнеса, антиквариата, автомобилей, электроники, телефонов, товары услуги, стройматериалы, недвижимость, знакомства

www.matrixboard.ru

 Каталог ссылок:  

Тематическая доска бесплатных объявлений с хорошей посещаемостью, объявлении о продаже бизнеса, антиквариата, автомобилей, электроники, телефонов, товары услуги, стройматериалы, недвижимость, знакомства, интимные услуги, эскорт, земельные участки, дачи, гаражи, интернет услуги, каталог ссылок, каталог статей, тематический катлог ссылок, тематический каталог предприятий России, каталог фирм, зарегестрировать предприятие в каталоге предприятий

 Каталог тематических ссылок:
 Каталог статей:
 Каталог фирм:
 Каталог объявлений:
 Добавить Ваши данные

Размести свои объявления  

Тематическая доска бесплатных объявлений с хорошей посещаемостью, объявлении о продаже бизнеса, антиквариата, автомобилей, электроники, телефонов, товары услуги, стройматериалы, недвижимость, знакомства, интимные услуги, эскорт, земельные участки, дачи, гаражи, интернет услуги, мобильные телефоны, компьютеры, бытовая  и промышленная химия

Доска объявлений для профи

 Элитные объявления тут  

Тематическая доска бесплатных объявлений с хорошей посещаемостью, объявлении о продаже бизнеса, антиквариата, автомобилей, электроники, телефонов, товары услуги, стройматериалы, недвижимость, знакомства, интимные услуги, эскорт, земельные участки, дачи, гаражи, интернет услуги, мобильные телефоны, компьютеры, бытовая  и промышленная химия, животный мир, питомники, собаки, немецкая овчарка

Тематическая доска объявлений

 Кинология в Саратове  

Часный питомник немецкой овчарки в Саратове, купить щенка с родословной в Саратове, дрессировка немецкой овчарки, элитные немецкие овчарки, передержка собак

частный питомник немецкой овчарки в Саратове, дрессировка

 Раскрутка и продвижение  

Продвижение сайтов, емаил рассылки, прогон по каталогам, прогон по форумам, прогон профилями, прогон по социальным закладкам, прогон хруммером, прогон аллсубмитерром, размещение объявлений на досках

Вашего сайта, е-маил рассылки, размещение объявлений на доски, регистрация в каталогах

Автохимия для профи  

Бесконтактная пена для мойки автомашин, активная пена, двухкомонентные моющие средства, средства для автомобилей, концентрированные автошампуни, автошампуни для профессиональной мойки автомашин

Автошампуни для бесконтактной мойки авто

Моющие средства для вагонов  

Фаворит К -кислотное моющее средство для наружной обмывки пассажирских железнодорожных вагонов с антикором, суперконцентрат от производителя купить в Саратове с доставкой в регионы

Моющее средство "Фаворит-К" для наружной мойки вагонов

Автошампуни для мойки авто 

Автокосметика для Вашего автомобиля, моющие средства для ручной и автоматической и бесконтактной мойки автомобилей, концентрированные автошампуни для ручной профессиональной мойки оптом купить в Саратове

Автохимия и автошампуни для ручной мойки автомобилей

Отмой катер, яхту, лодку  

Купить средства для мойки днища катеров, яхт, кораблей, лодок, водных судов и водного транспорта

Химия для мойки катеров, яхт

Средства для дезинфекции  

Дезинфицирующие средства широкого применения, для дезинфекции помещений, одежды, мебели, посуды, для ветеринального надзора, дезинфекция в ЛПУ, пищевой промышленности, молочной, колбасной, предстерилизационной очистки инструмента

Самаровка дезинфицирующее средство широкого применения (концентрат)

Тестирование форсунок  

Тестовые жидкости для тестирования форсунок инжекторов на производительность до и после промыки, моющие и чистящие средства для форсунок, как очистить инжектор

Тестовые жидкости для тестирования форсунок на стендах

Размести свои объявления  

Очистка форсунок ультразвуком в ултразвуковой ванне, производство ультразвуковых ванн, ультразвуковые жидкости в Саратове, УЗО купить в Саратове, ультразвуковая очистка инжектора

"Фаворит Ультра Red" чистка форсунок и печатных плат ультразвуком

Бытовая химия  

Моющие средства для клининга и уборки помещений, жидкие мыла, средства для мытья посуды купить от производителя оптом в Саратове с доставкой в регионы

Моющие средства для клининга

 

 

На главную страницу



 


Смотрите также интересные ссылки:

Мойка вагонов, разработки для железнодорожного транспорта и метрополитена  Бесконтактная мойка авто и транспорта  Средства для Ультразвука и ультразвуковых ванн   Дезинфицирующие средства  Разместить бесплатно объявление на доске объявлений www.matrixboard.ru Зарегистрируй предприятие в нашем каталоге www.catalog.matrixplus.ru  Питомник элитной немецкой овчарки  Доска объявлений matrixplus.ru  Доска объявлений abc64.ru Все о цитрусовых растениях Кинология в Саратове