Добро
пожаловать на наш сайт!
ПОЗНАНИЕ
ПРОДОЛЖАЕТСЯ...
15.04.2019 21:42 дата обновления страницы
Человек из истории человечества
Дата создания сайта:
08/12/2012
Дата создания
сайта: 08/12/2012 Дата обновления главной страницы:
15.04.2019 21:42
icq:
613603564
Воспитанник - воспитатель
Много веков назад человек впервые начал сознательно
упражнять свое тело, желая сделать мышцы сильнее, сердце выносливее,
увеличить объем легких и т. п. На самых сильных, быстрых и ловких всегда
смотрели с уважением. Вспомним, например, какой триумф ожидал победителя
Олимпийских игр в древней Греции.
А вот к своей психической жизни люди всегда были менее внимательны,
возможно потому, что душа считалась непознаваемой не подчиняющейся
никаким вмешательствам. О наивности бытовавших некогда даже среди ученых
представлений о психической жизни говорят, например, такие факты.
Если человек начинал вести себя странно, не так,, как другие, если он
лишался памяти или рассудка, то в прежние времена говорили, что в него
вселился бес, и пытались этого беса изгнать. Но бес, разумеется, не
изгонялся. Прошли века, прежде чем ученые смогли понять: нарушения
психической деятельности, неправильности в поведении вызваны болезнями
центральной нервной системы. С тех пор ученые много работают, чтобы
узнать законы, по которым
развиваются и функционируют память и внимание,
складывается характер, протекают эмоциональные процессы.
Можно смело утверждать, что пройдет не так уж много времени, и человек
будет знать о своей психической жизни столько же, сколько и о
деятельности внутренних органов, и научится управлять своими эмоциями,
памятью, восприятием так же, как тренированный спортсмен управляет своим
телом.
У каждого человека в жизни бывает много воспитателей - в школе, в
пионерском лагере, дома; они сменяют друг друга, но есть один
воспитатель, который всегда остается с тобой,- это ты сам.
Почти каждый человек, особенно в юности, стремится быть лучше, чем он
есть сегодня, хочет избавиться от своих недостатков и развить в себе
лучшие свойства характера.
Но для этого необходимо много знать, уметь правильно разобраться в самом
себе.
Мы и хотим рассказать о некоторых вещах, которые могут помочь в этом.
Люди не одинаково выносливы: одни устают очень
быстро, другие способны работать много часов подряд. Спору нет, в этом
отношении играют свою роль врожденные свойства человека. Но ведь
утомление можно "перехитрить" и отсрочить его приход.
Кому не приходилось испытывать такие ощущения: глаза слипаются, веки как
будто тяжелеют с каждой минутой, читаешь и тут же забываешь, мысли
скачут, все отвлекает от работы... Ощущения, конечно, неприятные, но они
сигнализируют о том, что мозг устал, пора отложить в сторону учебник или
тетрадь. Приметы усталости уже давно известны ученым - снижается
продуктивность умственной деятельности, внимание делается рассеянным и
очень неустойчивым, замедляется и темп мышления. Психологи сделали такое
любопытное наблюдение: в первый час работы ученики, занимающиеся
иностранным языком, заучивают в среднем 23 пары слов, в течение второго
часа - 27 пар; на третьем же часу работы происходит резкое снижение
продуктивности - заучивается только 15 пар, а в течение четвертого часа
и того меньше - всего 9. Вызвано это развившимся утомлением.
При мыслительной деятельности, как и при всякой другой работе, во многих
нервных клетках происходит процесс возбуждения. Но, как известно, на
смену возбуждению через некоторое время должно прийти торможение.
Поэтому ученые предполагают, что причина умственного утомления -
нарушение нормального взаимодействия этих процессов. Впрочем следует
отметить, что пока физиологические основы умственного утомления изучены
хуже, чем мышечного. И все-таки некоторые способы борьбы с утомлением
уже известны.
Вы никогда не задумывались, почему в школе после каждого урока делается
перерыв? А ведь именно эти перерывы, столь любимые вами переменки,- одно
из средств борьбы с утомлением. Замечено, что приблизительно через 40-50
минут после начала работы у подростка появляются первые признаки
утомления, и вот, чтобы оно не развивалось, звенит звонок, и мозг
получает отдых.
Разумеется, утомление не у всех и не всегда наступает именно через 45
минут; это зависит и от возраста, и от характера работы и других причин.
Поэтому в одних случаях перерывы должны устраиваться чаще, в других
реже; неопровержимо установлено, что работа без перерывов на протяжении
нескольких часов редко бывает одинаково продуктивной все время.
Вспомните наш пример с заучиванием иностранных слов - как быстро
уменьшается продуктивность умственной деятельности на третьем-четвертом
часу работы. Теперь судите сами - правы ли люди, которые, садясь за
письменный стол, дают себе слово не вставать, пока все уроки не будут
выучены. Прилежание, конечно, похвально, но в таком виде оно приносит
мало пользы, потому что вступает в противоречие с наукой,- в конце
концов, и времени уходит больше, и качество работы снижается.
Относительно скоро вызывает утомление однообразная умственная работа,
когда, по выражению И. П. Павлова, происходит "долбление в одну клетку".
Попробуйте-ка целый день заниматься только заучиванием стихов или
грамматических правил - к чему это приведет!?
При однообразной работе постоянно функционируют одни и те же нервные
клетки, поэтому естественно, что в них развивается охранительное
торможение. Как показали многочисленные исследования, особенно вредной
оказывается попытка преодолеть это торможение, продолжать работу во что
бы то ни стало. В таких случаях возникает уже не просто утомление, а
переутомление.
Существует другой способ борьбы с утомлением от однообразной работы.
Рассказывают, что в кабинете великого французского писателя и мыслителя
Вольтера, обладавшего глубокими и обширными знаниями, был не один, а
несколько письменных столов, и на каждом из них лежали различные книги и
рукописи. В течение дня Вольтер несколько раз переходил от одного стола
к другому и, чередуя занятия, успевал за день сделать столько, что у
других на это ушла бы неделя. Так Вольтеру удавалось "перехитрить"
утомление.
Большую роль в борьбе с утомлением играет отношение человека к работе.
Если труд интересен и пробуждает творческую активность, радует, то
утомление отступает.
А что же делать с неинтересной работой? Ведь каждому приходится
выполнять и то, что не совсем по душе.
Во всяком случае, откладывание неприятных занятий "в долгий ящик" делает
их вдвойне неприятными и утомительными,- ведь вы принимаетесь за них,
когда в клетках вашего мозга уже притаилась (пускай до поры незаметная)
усталость.
Наверное, многие замечали за собой такое свойство: в самом начале работы
бывает почти так же трудно, как и в конце, а легче всего - середина.
Некоторые даже недоумевают - как же так, приступая к работе, человек
полон сил, а дело подвигается очень медленно?
Удивительного здесь ничего нет. Действительно, какое-то время, у одних
больше, у других меньше, уходит на "врабатывание". Но при умении можно
сократить период "врабатывания". Вы замечали - если изо дня в день
вставать с постели в одно и то же время, то вскоре вы начинаете сами
просыпаться с точностью до минут, и никакой будильник вам не нужен. Это
значит, что ваша нервная система, приученная к определенному ритму в
чередовании сна и бодрствования, сама, помимо вашей воли, в определенный
час приходит в состояние готовности к активной деятельности.
То же самое и с работой. Если вы приступаете к ней ежедневно в одно и то
же время, то к этому моменту мозг бывает подготовлен к активности и той
нагрузке, которая ему предстоит. И, разумеется, на "врабатывание"
времени уходит меньше.
Человек вынужден быть экономным в расходовании своих умственных и
физических сил, а самый экономный вид работы - использование прочных
навыков; поэтому чем больше человек умеет, чем правильнее он может
организовать свою деятельность, тем дольше он может трудиться без
устали.
Физиолог Н. Е. Введенский писал: "...при умелом распределении
умственного труда можно не только развить громадную по своей
продуктивности работу, но при том сохранить на долгие годы, быть может
на всю жизнь, умственную работоспособность и общий тонус своей
жизнедеятельности. Устают и изнемогают не столько от того, что много
работают, а от того, что плохо работают!"
Умственная работа - очень сложный вид человеческой
деятельности, поэтому современная наука занимается не только проблемами
правильной организации ее, но и проблемами отдыха, необходимого после
всякой, в том числе и умственной, работы.
Долгое время считалось (а некоторые люди, к сожалению, так думают и по
сей день), что лучший отдых - полный покой, абсолютное ничегонеделание.
Это мнение давно уже опровергнуто данными науки. В начале нашего
столетия проблемой отдыха много занимался И. М. Сеченов. Его
заинтересовало, почему сердце и дыхательные мышцы работают без устали, а
их обладатель, человек, не в состоянии пройти сорока верст, не
почувствовав утомления. Сеченов предполагал, что причина этого кроется в
неумении правильно отдыхать. А для того чтобы проверить правильность
своего предположения, Сеченов на себе самом поставил многочисленные
эксперименты, которые позволили прийти к важному выводу: наилучший отдых
для уставшей руки не полный покой всего организма, а отдых в условиях,
когда другая рука работает. Оказалось, что при этом уставшая рука
отдыхает быстрее. Из этого вывода, сделанного Сеченовым, берет свое
начало идея активного отдыха.
Последователи Сеченова многочисленными исследованиями показали, что и
физическое и умственное утомление имеют много общего - то и другое
связано с изменением функционирования центральной нервной системы, а
работа мозга схожа с деятельностью других органов человеческого
организма. Следовательно, мысли Сеченова об активном отдыхе после
мышечного утомления применимы и для организации отдыха после утомления
умственного. Поэтому так часто людям умственного труда рекомендуют
чередовать его с трудом физическим или с другими видами умственной
деятельности. К. Маркс, например, считал хорошей формой отдыха решение
математических задач, В. И. Ленин в часы досуга охотно играл в шахматы.
Казалось бы, чего проще - отдыхать. Но и здесь не обойтись без помощи
науки.
Наверное, врачам, физиологам, психологам было бы
намного легче работать, если бы все люди совершенно одинаково мыслили,
Когда вокруг шумят, а нужно готовить уроки...
запоминали, двигались, болели. Тогда, возможно, уже
были бы раскрыты многие тайны природы и найдены общие, единые для всех
рецепты правильной организации умственной деятельности.
Но люди очень различны по своим свойствам, и одни и те же психические
процессы, например запоминание, протекают у разных людей по-разному, в
зависимости и от врожденных особенностей центральной нервной системы, и
от приобретенных привычек, профессий и других причин. Поэтому и
приходится каждому человеку искать свои приемы работы.
Одни люди легче всего запоминают текст, если сами его прочитали, видели
собственными глазами. Вспоминая содержание прочитанного, такие люди
невольно вспоминают и шрифт, которым набрана книга, и рисунки, и
расположение того или иного отрывка на странице. Им ничего не стоит
воспроизвести по памяти чертеж или подробно рассказать о виденной в
музее картине. Сомнений нет - у подобного человека отлично развита
зрительная память, особенно необходимая художникам и путешественникам,
конструкторам и архитекторам.
Нередко можно встретить людей и с хорошо развитой слуховой памятью.
Четырнадцатилетний Моцарт услышал как-то в одном из соборов Рима крупное
произведение церковной музыки, ноты которого составляли тайну папского
двора и держались в строжайшем секрете. Однако Моцарт после первого же
прослушивания сумел, придя домой, записать по памяти это произведение
без единой ошибки.
Бесспорно, Моцарт обладал феноменальной слуховой памятью, но просто
хорошо развитую слуховую память можно обнаружить у многих музыкантов, да
и не только у них.
Подумайте - возможно, многие из вас тоже лучше запоминают то, что
прочитано вслух, услышано на лекции или по радио. Люди с хорошей
слуховой памятью как бы опровергают знаменитую пословицу о том, что
лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Назовем еще один вид памяти - моторный. Бывает так, что человеку трудно
ответить на вопрос, как правильно пишется то или иное слово, но стоит
ему взять карандаш, как рука "сама" автоматически без ошибки выводит
нужное слово. В таких случаях иногда даже говорят: "Сам не помню, а рука
помнит". Нет, конечно, помнит не рука. Просто у такого человека хорошая
двигательная, моторная память, способная сохранять следы когда-то
совершавшихся движений. Такого рода память необходима спортсменам,
артистам балета, рабочим.
Существуют, разумеется, и другие типы памяти. Однако наиболее
распространен тип, включающий в себя элементы различных видов памяти,
при этом один из них, как правило, в большей или меньшей степени
преобладает. Поэтому всегда есть смысл присмотреться к себе и
определить, какой именно тип памяти преобладает у вас, и стараться
максимально использовать его при запоминании.
Если у человека отличная память, быстрый и
проницательный ум, высокая работоспособность, но он подвержен страхам
или излишней мнительности, завистлив и подозрителен, то ни труд, ни
отдых не принесут ему той радости, какую могли бы принести.
Перед каждым человеком стоит сложная задача - научиться управлять своими
переживаниями.
Мы обычно делим чувства на приятные и неприятные, но эмоциональные
процессы влияют на всю нашу жизнедеятельность, т. е. можно говорить о
том, что переживание одних эмоций полезно человеку, а других - вредно.
Много больших неприятностей может принести человеку страх, это весьма
коварное чувство.
Не будем говорить о тех коротких и очень сильных аффектах, вызванных
внезапной опасностью, от которых люди иногда даже погибают. Мы имеем в
виду страхи, преследующие иногда людей долгие годы.
Часто людей пугает неизвестность, незнание того, что может произойти в
незнакомой ситуации. Так, у некоторых детей зарождается страх перед
темнотой, у многих горожан - страх перед лесом, животными. Постепенно
этот страх закрепляется и изжить его уже не так просто. Французский врач
Бом-бар, служивший в портовом госпитале, знал от своих пациентов -
моряков, что нередко после кораблекрушения люди погибают в лодках не от
голода и не от жажды, а от страха перед неизвестностью, перед ожидающими
их трудностями, от неверия в возможность спасения. И вот что сделал
Бомбар, движимый благородным состраданием к людям, желанием избавить их
от губительного страха перед морем. Он в одиночестве, питаясь только
тем, что давало ему море, и собирая для питья дождевую воду, в маленькой
лодке пересек Атлантический океан и через шестьдесят пять дней плавания
высадился на американский берег и тем доказал, что, даже оказавшись в
открытом океане без еды и питья, человек должен верить в спасение, оно
возможно!
Бомбар правильно понял, что от многих страхов можно избавиться, если
больше знать о мире, в котором живешь.
Но, к сожалению, иногда и знания не помогают. Судите сами. Кто из
современных школьников не знает, что в темной комнате нет ни привидений,
ни сказочных чудовищ, ни злых волшебников? Все это знают. И все-таки
кое-кто побаивается оставаться в темноте.
Что же делать в таком случае? Как быть, если преследует подавленное
настроение, неуверенность в себе, нерешительность, бесконечные и
мучительные сомнения в правильности своих поступков? Врачам и психологам
довольно часто приходится слышать такие вопросы. А сколько есть еще
людей, стесняющихся их задавать. Посмотрим же, как отвечает на них
современная наука.
Мы постоянно связаны с людьми, испытываем на себе их
влияние, но и сами тоже воздействуем на них своими поступками, мыслями,
словами. Слово имеет громадную силу, и сказанное вслух, и произнесенное
про себя. Все мы с детства начинаем пользоваться в трудных случаях одним
и тем же приемом: случится с нами беда, и мы принимаемся себя
успокаивать, уговаривать. И убеждаемся, что эти внутренние монологи, а
еще чаще диалоги с собой помогают нам. Так мы узнаем силу собственных
слов. Слово - оружие не только в устах поэта, но и каждого человека.
Правда, как и всяким оружием, им тоже следует учиться владеть. Словом
можно обидеть, огорчить человека, но словом же можно и поддержать его в
беде, ободрить.
Исследования ученых показывают, что путем словесного внушения можно
вызвать учащение и замедление пульса, повысить или понизить кровяное
давление, изменить температуру отдельных участков кожи. А это значит,
что можно благотворно влиять на деятельность человеческого организма.
Словесные внушения проводятся с людьми, находящимися и в бодрствующем
состоянии, и погруженными в гипнотический сон.
В последние годы ученые все большее внимание обращают на исследование
процессов самовнушения, экспериментальным путем пытаются точно выяснить
его влияние на деятельность внутренних органов и течение психических
процессов.
Некоторые факты уже говорят о том, что самовнушение играет немалую роль
в жизни человека, помогает или мешает ему в борьбе с болезнями.
Известны, например, случаи, когда люди попадали на операционный стол
только потому, что внушали себе неизбежность серьезного заболевания. В
результате самовнушения появлялись даже необходимые симптомы, но во
время операции обнаруживалось, что самого-то заболевания нет.
Врачи знают и о том, что больной, постоянно внушающий себе веру в
выздоровление, легче справляется даже с тяжелыми заболеваниями. И все
это делают самые простые, привычные слова.
В разных странах ученые разрабатывают методы наиболее действенного
самовнушения, причем рекомендуют его и абсолютно здоровым людям, которые
хотят избавиться от вредных привычек, навязчивых страхов, научиться
владеть своими чувствами, более совершенно управлять своим поведением.
Многочисленные эксперименты показывают, что сильнее всего самовнушение
оказывает желаемое действие в то время, когда человек находится в
состоянии мышечной релаксации (расслабления всей скелетной мускулатуры).
Объясняется это тем, что в эти минуты количество сигналов, поступающих в
центральную нервную систему из различных частей тела, резко сокращается,
и человеку легче сосредоточиться на том, что он себе внушает.
Именно поэтому еще В. М. Бехтерев, известный врач и психолог, говорил,
что лучшее время для самовнушения - период перед засыпанием и первые
минуты после пробуждения, когда у всякого человека мышцы тела
значительно расслаблены.
Слова самовнушения необходимо произносить в настоящем времени и
обязательно в утвердительной форме.
Мало пользы принесет самовнушение, если человек будет, например,
твердить про себя: "Я больше не буду бояться темноты". Гораздо большего
успеха добивается тот, кто утром и вечером повторяет про себя, полностью
сосредоточившись на этих словах: "Я не боюсь темноты!" Конечно, это
нужно повторять не один раз, а несколько, с интервалом в 2 - 3 минуты.
Тем же способом можно бороться и с дурными привычками, и с неприятными
переживаниями.
Наверное, вы согласитесь, что, делаясь старше, человек
все пристальнее присматривается к себе, все тоньше и строже оценивает
свои поступки, все чаще вступает в спор с самим собой. Так с годами
человек становится своим собственным воспитателем.
Потребность в разговоре с самим собой приводит к тому, что миллионы
подростков во всем мире начинают вести дневники.
Психологи проанализировали многие дневниковые записи и великих людей, и
тех, кто не прославил своего имени, и сделали интересные наблюдения.
В дневнике подростка, юноши, как правило, главное место занимает не
описание конкретных событий, забавных случаев или изложение того, куда
он ходил и что видел. Делая записи, рассказывая о каком-то происшествии,
юноша пытается определить свое место и роль в событиях, осмыслить, что
было хорошо и что плохо в его действиях. Постепенно из разрозненных,
иной раз случайных оценок и требований к себе начинает складываться
продуманная и выношенная программа, план работы над собой.
Это очень важный и значительный момент в жизни. И правы те, кто
записывает в дневник четко сформулированную программу самовоспитания,
план поведения. Это позволяет постоянно сравнивать реальные поступки с
желаемыми, еще строже контролировать свои действия; такая программа, как
говорят ученые, выполняет функцию механизма сличения и контроля.
Еще в прошлом веке программу своего поведения наметил великий психолог и
педагог К. Д. Ушинский. Вот она:
1. Спокойствие совершенное, по крайней мере
внешнее.
2. Прямота в словах и поступках.
3. Обдуманность действия.
4. Решительность.
5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то,
что случится.
7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти
издерживать.
8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что
будет.
10. Никому не показывать этого журнала".
Программа, конечно, нелегкая, но Ушинский следовал ей
всю жизнь. Можно было бы привести и те требования к себе, которые
записал в дневнике JI. Н. Толстой, и сослаться на другие примеры, но и
сказанного, очевидно, достаточно, чтобы сделать вывод о том, что дневник
- это не развлечение от скуки, а, пожалуй, учебник педагогики, который
человек создает для самого себя.
Можно утверждать, что стремление воспитать себя в соединении с
настойчивостью никогда не бывает бесполезным.
М.М. Коченов
Размещение фотографий и
цитирование статей с нашего сайта на других ресурсах разрешается при
условии указания ссылки на первоисточник и фотографии.