Добро
пожаловать на наш сайт!
ПОЗНАНИЕ
ПРОДОЛЖАЕТСЯ...
15.04.2019 21:42 дата обновления страницы
Человек из истории человечества
Дата создания сайта:
08/12/2012
Дата создания
сайта: 08/12/2012 Дата обновления главной страницы:
15.04.2019 21:42
icq:
613603564
Человек в космосе
В историческом плане завоевание космоса делится на
два этапа. Первый - до полетов человека в космос. Второй - после полета
Юрия Алексеевича Гагарина.
На первом этапе была лишь возможность строить предположения относительно
условий полета и реакций человека в этих новых условиях. Ученые и
будущие космонавты создавали в своем воображении картину того, как
человек будет приспосабливаться к новым условиям, сможет ли осуществлять
целенаправленную деятельность, а попросту говоря, сможет ли управлять
кораблем, вести наблюдение, поддерживать связь с Землей, сохраняя
хорошее самочувствие.
На втором этапе служба "предвидения" сохраняет свое значение, ведь в
каждом последующем полете содержится первооткрывательство. Герман Титов
первым существенно увеличил продолжительность полета: он не только летал
и работал в космосе, но и прожил там целые сутки.
Далее. Первые групповые полеты А. Николаева и П. Поповича. Первый полет
женщины-космонавта Валентины Николаевой-Терешковой. Первый полет с
выходом в космическое пространство А. Леонова, осуществленный П.
Беляевым и А. Леоновым. Первый полет космической лаборатории, в котором
участвовали космонавты разных специальностей. Наконец, первый полет со
стыковкой кораблей "Союз-4" и "Союз-5" и переходом космонавтов Е. Хрунова и А. Елисеева из одного корабля в другой.
Перед каждым новым полетом или новым этапом подготовки космонавт, уже
имеющий опыт, передавал то, что видел, испытал, прочувствовал,
следующему. Эта свойственная людям эстафета пережитого и увиденного
своему преемнику послужила не одним космонавтам, она одновременно
открыла всем людям то, что непосредственно им было и остается пока
недоступным.
Космонавту необходимо безукоризненное здоровье, но
ведь и увалень тоже может быть здоровым. Здоровье же космонавта должно
быть помножено на силу, ловкость, выносливость, смелость. Он должен быть
спортсменом. Недаром наши космонавты носят звания заслуженных мастеров
спорта.
Однако видов спорта так много, что ни один человек не в состоянии
заниматься всеми.
Ученые, тренеры, взвешивая все за и против, подробно проанализировали
достоинства различных упражнений, помогли определить наиболее полезные
для космонавтов виды спорта. Не обошлось при этом без неожиданностей.
Бокс, как его любят называть - спорт мужественных и сильных, был
забракован. Оказалось, что он может принести космонавтам больше вреда,
чем пользы. - Уже давно инструкторы авиационных училищ и аэроклубов
замечали, что курсанты, увлекающиеся боксом, садясь за штурвал самолета,
часто выполняют летные упражнения хуже своих товарищей.
Понять, почему так происходит, нетрудно: бокс развивает привычку к
сильным, резким, быстрым движениям, а управление самолетом и космическим
кораблем нередко требует плавных и мягких движений.
А вот спортивные игры - футбол, хоккей, волейбол, баскетбол - заняли
прочное место в тренировках космонавтов. Прежде всего привлекает
коллективный характер спортивных игр. Они развивают умение быстро, без
слов понимать партнеров, мгновенно принимать решения, учитывать интересы
всей команды.
Физиологи же отметили, что именно у людей, занимающихся спортивными
играми, хорошо тренируются сердечно-сосудистая система, дыхание,
совершенствуется работа аппарата равновесия (вы, должно быть,
догадываетесь, что последнее особенно пригодится космонавту в условиях
невесомости или в случае резкого изменения положения корабля во время
полета).
Занятия спортивными играми вырабатывают еще одно умение, важность
которого в наших обычных, земных условиях мы часто недооцениваем,-
умение падать, избегая при этом возможных травм. В момент неожиданного
падения особенно ясно видно, хорошо ли человек владеет своим телом. В
спортивных играх падения из самых необычных положений не редкость,
приходится привыкать к резким, сильным толчкам, ударам, а вместе с
привычкой приходит и умение правильно падать. Так, играя в футбол или
хоккей, еще на земле космонавт готовится и к большим перегрузкам, и к
сильным колебаниям корпуса ракеты.
Ну и, разумеется, все космонавты занимаются легкой атлетикой - бегом,
прыжками, метаниями. Особое место в спортивной подготовке космонавтов
занимает парашютизм - вид спорта, наиболее им близкий и совершенно
необходимый.
Вполне понятно, что не только спортом занимаются космонавты на земле. В
полете встретятся не только физические нагрузки, но и
нервно-психические. Поэтому необходимо исследовать работу мозга,
тренировать нервную систему в условиях, напоминающих космический полет.
В свое время академик И. П. Павлов, изучавший условные рефлексы у
животных, хотел поставить своих подопытных в такие условия, чтобы их
слуха не достигали никакие звуковые сигналы, кроме тех, которые подает
экспериментатор. По указанию Павлова стали строить специальные
помещения, в которых постоянно царила полная тишина. Эти сооружения
получили красивое и немного загадочное название - "башни молчания".
С тех пор прошли годы, но опыт Павлова не забыт учеными, и по типу
"башен молчания" теперь создаются так называемые сурдокамеры (от
латинского слова "сурдус" - глухой), служащие для исследования высшей
нервной деятельности человека, работы его органов чувств. Это небольшие
помещения без окон, стены, пол, потолок которых сделаны из материалов,
задерживающих и поглощающих звуки, так что в сурдокамерах постоянно
сохраняется глубокая тишина. Сурдокамера имеет искусственное освещение,
и всякая зрительная связь с внешним миром у человека, находящегося в
ней, отсутствует.
Специальные приборы позволяют записывать показатели работы человеческого
организма: электрические потенциалы мозга и мышц, кожно-гальванические
реакции, частоту дыхания. Здесь же, в сурдокамере, проводятся
исследования памяти, сообразительности, способности длительное время
находиться в состоянии ожидания сигналов.
Для космонавтов в сурдокамере устанавливались приборы и аппараты, на
которых
они могли тренироваться. Много часов и дней во время подготовки к
полетам провели космонавты в сурдокамерах, проходили в них различные
испытания.
Начать с того, что самое пребывание в одиночестве в замкнутом
пространстве уже представляет для человека немалую трудность.
Мы привыкли жить в мире, богатом звуками и красками, дающем нам яркие
впечатления, и редко задумываемся над тем, что произойдет с нами, если
весь этот огромный и привычный мир останется по ту сторону!
звуконепроницаемых стен. Но врачам и психологам хорошо известны
своеобразные реакции у людей на замкнутость в небольшом
пространстве, получившие название клаустрофобии (что значит - боязнь
замкнутого пространства).
Однажды группе людей было предложено по одиночке провести 72 часа
в сурдокамере, не имея при этом связи с экспериментатором.
Больше половины испытуемых оказались не в состоянии выдержать это!
Боязнь замкнутого пространства была отмечена даже у летчиков, людей с
заведомо здоровой и хорошо уравновешенной нервной системой,
при надевании специального костюма - скафандра. Ведь скафандр - это,
в сущности, тоже маленькое замкнутое пространство: плотная ткань и
гермошлем полностью отгораживают человека от внешней среды.
Космонавту ни в коем случае нельзя бояться ни пребывания в
замкнутом пространстве, ни одиночества, потому что ему, возможно,
предстоит в течение нескольких дней, а то и недель находиться
одному в летящем космическом корабле. Но чтобы под готовить космонавта к
такому полету, следует разобраться, в чем же состоят трудности
пребывания в замкнутом пространстве.
Ученые знают, что для сохранения хорошего настроения, бодрости, высокой
работоспособности человеку необходим постоянный приток новых
впечатлений, активизирующих работу мозга, как бы заряжающих его
энергией. Когда впечатлений мало, мозг начинает работать хуже: память
как будто слабеет, делается менее цепкой, мысли уже не "бегут", а "ползут", простые в обычных условиях задачи вдруг представляются трудны
ми, больших усилий стоит переключиться
Тренируясь на различных снарядах, космонавт
совершенствует координацию движений, умение ориентироваться и сохранять
равновесие в сложных ситуациях.
с одного занятия на другое. Если же впечатлений
становится совсем недостаточно, а работы органам чувств нет, человек
делается вообще неспособным к активной психической деятельности,
возникает сенсорный голод (от латинского слова "сенсус" - чувство).
Теперь вам, наверное, стало понятнее старинное выражение "пища для ума".
Ну а если этой "пищи" слишком много? Если органы чувств перегружены
работой? Тогда возникает сенсорное пресыщение и быстро развивается
утомление. Правда, от сенсорного пресыщения в некоторых случаях
избавиться легче, чем от сенсорного голода; стоит только закрыть глаза и
заткнуть уши и тем самым приостановить поток действующих на нервную
систему раздражителей. Способ прост, но хорош он только тогда, когда все
раздражения не имеют для человека смысла, не служат сигналами. Совсем
иное дело, если раздражения необходимо различать, выделять из их массы
сигналы, например речевые. Особенно трудно переносить сенсорное
пресыщение, когда раздражения-сигналы и ненужные, лишние раздражения
похожи друг на друга.
Попробуйте поговорить с товарищем, находясь в центре плотной шумной
толпы! Со всех сторон "лезут" в уши чьи-то чужие слова, а слова товарища
приходится с трудом выуживать из этого назойливого потока. Но вот
заговариваете вы сами и тут же убеждаетесь, что говорить едва ли не
труднее, чем слушать. Отовсюду доносятся чужие речи, вы делаете паузы,
потом невольно повышаете голос, чтобы перекричать все посторонние звуки,
досадливо морщитесь... но ничего не помогает. Разговор не получается!
Космонавтам приходится постоянно держать связь с Землей и с другими
кораблями. Слышимость, разборчивость речи или других сигналов не всегда
бывает хорошей: в канале связи могут возникать помехи, лишние сигналы, и
поэтому надо уметь отстраиваться от этих помех, освобождаться от них,
или, как говорят ученые, быть помехоустойчивым.
Психологи нашли средство повышения помехоустойчивости. Если попросить
человека считать вслух или произносить слова и одновременно включить
магнитофонную ленту с записью такого же счета или тех же самых слов, то
в первое время подсказывающий магнитофон будет нещадно мешать
человеку, поминутно сбивать его, вызывать ошибки. Но постепенно, призвав
на помощь свои внутренние возможности, человек все-таки выучивается не
замечать помехи, отстраиваться от них, четко выполнять задание. Это и
говорит о том, что у него повысилась помехоустойчивость. Много сил и
терпения отдают космонавты подобным упражнениям.
Особые требования предъявляются к самообладанию космонавтов. Любые
неожиданности, приятные и неприятные, могут ожидать космонавта во время
полета, но для того, чтобы полет продолжался нормально, космонавту
нельзя поддаваться ни страху, ни растерянности, ни слишком большому
удивлению; в любых обстоятельствах он должен уметь принимать решения
быстро, четко, уверенно. Поэтому и в наземных условиях он специально
тренируется в реакциях на новизну, воспитывает умение контролировать
себя. Для этого и в сурдокамере, и при других видах тренировок создаются
различные неожиданности. Скорость реакции космонавта на эту подстроенную
неожиданность измеряется с точностью до сотых долей секунды. Так как
ответная реакция, например сжатие кисти в кулак в ответ на световую
вспышку, вызывает изменение биоэлектрической активности мозга и мышц,
частоты пульса и дыхания, то эти явления можно записать специальными
приборами. Рассматривая ленту такой записи, легко определить момент,
когда человек увидел свет неожиданно вспыхнувшей лампочки (в этот момент
возникает биоэлектрический ответ в зрительной оболочке мозга) и когда
начал сжимать кисть в кулак (возникает электрический ответ в мышцах).
Сравнивая записи, сделанные в начале л в конце тренировок, ученые
оценивают, насколько успешно идет подготовка, научился ли космонавт
быстро реагировать на неожиданности. Успешная подготовка создает
гарантию того, что, столкнувшись в полете или при высадке на другую
планету с новым, необычным, космонавт не растеряется и быстро выберет
способ действия.
Однако полное самообладание в таких сложных условиях, как космический
полет, невозможно без овладения техникой самовнушения, иными словами,
без умения сознательно, усилием воли регулировать деятельность
организма. Многочисленные исследования ученых показывают, что умение
произвольно, по собственному желанию регулировать частоту дыхания и
пульса, величину кровяного давления помогает преодолевать неприятные
эмоциональные состояния, например страх или чувство подавленности,
сохранять ровное, спокойное настроение, вовремя засыпать и просыпаться.
А такие возможности, оказывается, у человека есть. Достаточно сказать,
что уже через 2-3 месяца регулярных тренировок по специальной программе
человек может в зависимости от своих желаний повышать или понижать
температуру кожи на 1 - 2°, менять частоту сердечных сокращений.
Терпеливо и настойчиво обучаются космонавты искусству самовнушения.
Конечно, мы рассказали только о некоторых видах подготовки к
космическому полету, еще многому другому необходимо научиться космонавту
на Земле. Но об этом мы узнаем, проследив основные этапы космического
полета.
Когда космический корабль стартует и включенные
реактивные двигатели создают тягу до 20 и более миллионов лошадиных сил,
космонавта прижимает к креслу с силой, иногда в 8-9 раз превышающей вес
его собственного тела. В эти минуты трудно пошевелить рукой или ногой,
даже самое простое движение - поворот головы - требует больших усилий.
Так действуют перегрузки. Это, пожалуй, первая трудность, с которой
встречаются космонавты, начиная свое далекое путешествие.
Во время взлета перегрузки действуют в течение 4-5 минут. Казалось бы,
совсем недолго, но выдержать их может только хорошо тренированный
человек.
Перегрузки могут действовать в различных направлениях: от головы к ногам
или наоборот - тогда их называют продольными, или пронизывают тело от
груди к спине - это поперечные перегрузки. Продольные перегрузки,
направленные от головы к ногам и действующие всего 25-30 секунд с силой,
в 4-5 раз превышающей вес тела, уже сильно
Телевизионная хроника космического полета. Идет
подготовка к полету. Инженеры еще раз проверяют системы корабля,
снаряжение космонавта. Врачи внимательно следят за состоянием пилота
(1). Первые секунды после старта (2). В состоянии невесомости проплывает
бортовой журнал (3). Вот космонавт делает записи в журнале (4). "Как
самочувствие?" - запрашивает Земля. "Хорошее!" - жестом отвечает
космонавт (5). На четвертые сутки полета (б).
нарушают работу организма. Сердце делает 150-180
ударов в минуту, человек как бы теряет власть над собственным телом:
движения делаются неточными и замедленными. В мозг и сердце крови
поступает меньше, чем в обычных условиях; в глазах темнеет, возможна
даже потеря сознания.
Еще труднее переносить перегрузки, направленные от ног к голове; кровь
собирается в сосудах мозга, не имея оттока, лицо краснеет и отекает, в
голове ясно ощущается тяжесть и боль, выполнять какие-либо
целенаправленные действия в таком состоянии практически почти
невозможно. Как видите, в том и в другом случае при продольных
перегрузках основные трудности возникают из-за резкого перемещения крови
от одного конца тела к другому. В результате этого перемещения важные
органы либо не могут нормально функционировать из-за недостаточного
кровоснабжения, либо, наоборот, страдают от избытка застойной крови,
собирающейся в их сосудах.
Разумеется, перегрузки оказывают и другие отрицательные воздействия,
например происходит деформация внутренних органов.
Поперечные перегрузки (грудь - спина) доставляют человеку меньше
неприятностей, потому что направлены перпендикулярно основным
кровеносным сосудам и не могут вызывать резкого перемещения крови.
Вполне понятно, что перед учеными стояла задача подготовить космонавтов
к действию перегрузок, и в первую очередь найти защитные средства против
перемещения крови. Оказалось, что в этом отношении лучшей и наиболее
надежной защитой являются мышцы. Когда они напряжены, просвет
кровеносных сосудов сокращается, а чем уже просвет кровеносных сосудов,
тем меньше и возможность перемещения крови. Но чтобы мышцы были в
состоянии быстро и резко напрягаться в ответ на действие перегрузок,
необходима тренировка, постепенное привыкание к увеличивающимся
перегрузкам.
В лаборатории невозможно на достаточно длительное время создать линейное
ускорение, равное тому, какое имеет корабль при взлете, но ученые все же
нашли выход из положения и заменили линейное ускорение центробежной
силой.
Будущих космонавтов тренируют на специальной установке, называемой
центрифугой, на которой подвешено кресло испытуемого. Механизмы,
вращающие ось этой центрифуги, могут обеспечить очень высокую скорость
вращения. А вы знаете, что чем выше скорость вращения, тем сильнее
действие центробежной силы, поэтому на центрифуге можно постепенно
увеличить нагрузки, действующие на космонавтов, меняя при этом и
направление перегрузок.
Но не только центрифугу используют ученые для подготовки космонавтов к
действию перегрузок. Кто из вас не знаком с качелями? Так вот,
оказывается, что, предаваясь этой нехитрой детской забаве, ребенок, сам
того не подозревая, готовится к космическому полету, потому что на самых
обычных качелях можно испытать и перегрузки, пусть самые небольшие, и
познакомиться с состоянием невесомости в тот краткий миг, когда,
достигнув высшей точки, человек перестает двигаться вверх, но еще не
начал стремительно падать вниз. Много тренировались на качелях и
настоящие космонавты, правда, эти качели были не совсем такие, к каким
привыкли вы.
Вообще для подготовки к перенесению перегрузок полезны любые упражнения,
при выполнении которых резко изменяется положение тела и возникают
ускорения. Даже самый обычный вальс полезен в этом отношении, не говоря
уже о горнолыжном спорте или прыжках с трамплина в воду.
Кроме перегрузок, немалые трудности при взлете создает для космонавтов
вибрация, вызываемая работой двигателей, которые мощно сотрясают весь
корпус корабля.
Почти каждый из нас испытывал на себе в малых дозах действие вибрации.
Бывает, что в автобусе или трамвае вдруг начинает что-то дребезжать, пол
и стены вибрируют, и все это неприятно отдается в теле, пронизывая его
от ног к голове, а зубы иной раз тихонько выбивают дробь. Уже через
несколько секунд мы с нетерпением ждем, когда же кончится это неприятное
состояние. Так мы переносим очень слабую вибрацию. Работающие двигатели
космического корабля вызывают несравненно более сильную вибрацию,
колебания корпуса корабля доходят до 20 в секунду.
Люди очень по-разному переносят вибрацию, и, конечно, можно для
космических полетов отобрать людей, относительно меньше страдающих от
нее. Но даже этих людей необходимо тренировать, приучать их организм к
вибрации. Подобные тренировки проводятся при помощи вибростенда, на
котором установлено кресло испытуемого. К креслу подведены
многочисленные электроды от регистрирующих приборов, позволяющие врачам
контролировать состояние испытуемого, следить за отклонениями функций
его организма, судить о том, насколько успешно идет подготовка.
Но не напрасно преодолевают так много испытаний космонавты во время
подготовки к полету. Вот что рассказал Ю. А. Гагарин о своих ощущениях в
начале полета: "Начали расти перегрузки. Я почувствовал, что какая-то
непреоборимая сила вдавливает меня в кресло... было трудно пошевелить
рукой и ногой. Я знал, что состояние это продлится недолго, пока
корабль, набирая скорость, выйдет на орбиту. Перегрузки все возрастали... но организм постепенно привыкал к ним, и я даже подумал, что
на центрифуге приходилось переносить и не такое. Вибрация тоже во время
тренировок донимала значительно больше. Словом, не так страшен черт, как
его малюют".
Но вот космический корабль закончил взлет и вышел на
орбиту. Действие перегрузок прекратилось, и наступило состояние
невесомости. Вдумаемся в эти слова. Они означают, что во время
космического полета все предметы, окружающие космонавта в кабине, и его
собственное тело ничего не весят, они больше не подвластны земному
притяжению!
Всякий, кто пытался вообразить межпланетное путешествие, непременно
думал и о том, как будет чувствовать себя человек в условиях
невесомости. И великий ученый К. Э. Циолковский, и знаменитые фантасты
Ж. Берн и Г. Уэллс, каждый по-своему, пытались изобразить в своих книгах
это непривычное для нас состояние.
Ученых, для которых полет человека в космическое пространство был уже не
отдаленной мечтой, а близкой реальностью, интересовал вопрос о том,
сумеют ли космонавты в условиях невесомости передвигаться по кабине,
управлять кораблем, пить, есть, читать, писать. Именно потому, что никто
с достаточной уверенностью не мог предсказать, как будет действовать
космонавт после того, как корабль выйдет на орбиту, попробовали
познакомить космонавтов с невесомостью не в космосе, а в период
подготовки к полету.
Когда-то английский писатель Г. Уэллс в романе
"Первые люди на Луне" сделал попытку описать состояние людей,
находящихся в летательном аппарате, оболочка которого изготовлена из
специального вещества - каворита, непроницаемого для сил притяжения. Как
было бы хорошо, если бы такое вещество существовало на самом деле! Но
его нет, поэтому для знакомства с невесомостью космонавты в наши дни
совершают тренировочные полеты на скоростных самолетах по специально
рассчитанной дугообразной линии (параболе Кеплера). Во время этих
полетов состояние невесомости продолжается всего 30-40 секунд. За это
время космонавты успевают и поплавать по кабине, и выполнить необходимые
движения, и даже немного поесть.
И все-таки ученые с волнением ожидали, как перенесут космонавты
длительную невесомость в настоящем полете. Главный эксперимент был
впереди.
Никакие приборы не в состоянии передать, что чувствует человек в
невесомости. Поэтому особенно важно прислушаться к тому, что говорят о
невесомости люди, привычные к самонаблюдению и самооценке, не теряющие
самоконтроля.
"Сразу же после выхода на орбиту наступила невесомость,- рассказывал
Гагарин, - состояние, необычное для жителей Земли. Сначала все казалось
очень необычным, но вскоре я привык к этому состоянию, освоился и
продолжал выполнение заданной программы. Невесомость - это явление для
всех нас, жителей Земли, несколько странное. Но организм быстро
приспосабливается к нему, испытывая исключительную легкость во всех
членах". Этот краткий набросок говорит о многом. Ю. А. Гагарин, как и
другие космонавты, еще до полета испытывал на себе действие
кратковременной невесомости. Его слова показывают, что он был готов к
этому состоянию, но в приближенном виде. В действительности состояние
невесомости было все Ж6 необычным.
Это свидетельство уже что-то прибавило Г. Титову - он стал более
подготовленным и за счет своего опыта, и за счет опыта предыдущего
космонавта. Титов после полета сообщает не только об ощущении
невесомости, но и о том, что он испытал иллюзию перемещения тела вниз
головой. Рассказанное космонавтами Гагариным и Титовым было очень важно,
и следующие космонавты
начали обращать внимание на свои реакции более детально. А. Николаев на
корабле "Восток-3" и П. Попович на корабле "Восток-4" во время своего
группового полета освобождались от привязной системы.
"Я полагал, что мне придется испытывать неудобства",- рассказывает А.
Николаев. Но, не ощутив никаких неприятностей в состоянии невесомости,
он стал усиленно двигаться, стараясь испытать свою устойчивость к
головокружению: он делал десятки раз быстрые повороты головы в одну и
другую сторону, перемещался по кабине в разных направлениях, вращался
вокруг собственной оси при свободном парении. Результат был один и тот
же: никаких неприятностей. П. Попович также отделялся от кресла и
свободно плавал по кабине. "И какое чувство я при этом испытывал! Вы
понимаете, я ничего не весил,- говорил он,- и мог свободно перемещаться
по кабине, делать повороты вокруг своей оси. Я чувствовал себя
прекрасно".
И снова был "схвачен" их опыт: стало ясно, что невесомость в течение
трех суток переносится без вреда, что можно в невесомости двигаться,
владеть своим телом, совершать тонкие движения.
Это подтвердили и В. Быковский уже для четырехсуточного полета, и первая
женщина-космонавт Валентина Николаева-Терешкова. Врач-космонавт Б.
Егоров провел уже специальное наблюдение над собой и членом экипажа К.
Феоктистовым, испытавшим иллюзии неправильного положения тела.
Ранее считалось, что переживание неправильного положения тела зависит от
"застрявшей мышечной позы". Иными словами: в условиях невесомости, где
нет "верха" и нет "низа", нет и давления той или иной части тела на
площадь опоры, как это бывает на Земле. Ясно, что если мы стоим по
стойке "смирно", то вся тяжесть тела воспримется нашими стопами, на них
падает нагрузка, оценивая ее, человек чувствует низ. Иллюзия возникает
после того, как исчезает нагрузка. Во время взлета тело было прижато к
сидению. Если мышцы, которые удерживают человека в определенной позе,
расслабятся сразу, как только кончилось действие сил, прижимающих
человека к сиденью, то иллюзии не будет. Если же эти мышцы, упиравшиеся
во время перегрузки, будут продолжать
Испытания в условиях, близких к космическому
полету. Кривая функций сердца (1), легких (2) и мышц (3). Отклонений от
нормы нет.
"упираться", т. е. "застрянет поза", то иллюзия
возникнет. Это явление хорошо известно и на Земле. Те, кому приходилось
нести за плечами тяжелый рюкзак, знают, что сразу же после того как
рюкзак снят, возникает удивительное чувство, будто какая-то сила тянет
за плечи вперед, переворачивая тело. Это значит, что мышцы, которые
боролись с тяжестью рюкзака, не расслабились, а продолжают "упираться".
При взлете, как говорилось, человека прижимает к сиденью. Затем взлет
кончился, корабль вышел на орбиту. Наступила невесомость, но работавшие
и упиравшиеся мышцы не успели расслабиться, и в результате возникает
ложное, неправильное ощущение положения собственного тела, например вниз
головой. Врач-космонавт Б. Егоров дополнил это своим наблюдением. Он
рассказал, что иллюзия поворота головы вниз может возникнуть и от
прилива крови к голове. В реальном космическом полете происходит
медленное вращение корабля. Силы, возникающие при этом, невелики, но
достаточны, чтобы кровь, циркулирующая по сосудам, нажала на
чувствительные приборчики, находящиеся в стенках кровеносных сосудов,
так, как это бывает при действительном опускании головы вниз. Отсюда и
иллюзия, или ложное представление, о положении собственного тела. Так
были подготовлены данные для следующего этапа - выхода человека в
свободное космическое пространство. Тут задача владения своим телом
делается еще более сложной.
Большой интерес представляет вопрос, как человек видит в космосе, или,
как говорят по-научному, каково зрительное восприятие в условиях
невесомости и непривычного освещения.
В первом полете Гагарин говорил о том, что он видит Землю с космической
высоты хорошо. "Отчетливо видны горные массивы, береговая линия,
острова". Титов, у которого было больше времени, говорит уже о том, что
"бег Земли был довольно заметен". И далее: "Войдя в тень Земли, я
обратил внимание на то, что в лунном свете наша планета кажется
темно-серой. Горизонт был заметен все время, пока я находился в тени. Он
выглядел светлой каймой. При выходе из тени я наблюдал темное небо,
затем голубую кайму, багровую полосу у Земли и черную Землю".
В последующих полетах космонавты дополняют и уточняют ту красочную
картину, которую они видят в полете. А на Земле идет дальнейшая
подготовка, чтобы освободить космонавта от лишней траты энергии на
привыкание, облегчить непосредственные зрительные наблюдения. В тех же
полетах на невесомость - по параболе Кеплера - проводятся исследования
цветного зрения: отмечается, как изменяется при этом восприятие цвета и
формы предметов. Оказывается, что в условиях невесомости человек
способен видеть без больших погрешностей.
В космическом полете такие исследования продолжал врач-космонавт Б.
Егоров.
В полете с выходом в космическое пространство эти исследования были
проведены командиром корабля "Восход-2" П. Беляевым и А. Леоновым.
С большой требовательностью к себе А. Леонов изучал и проверял
собственное цветное зрение, нет ли у него каких-либо отклонений в
восприятии цветов, тонов, оттенков. Вот почему он убежденно говорит о
впечатлении, которое возникло у него по выходе в космическое
пространство: "При открывании наружной крышки шлюза космического корабля
"Восход-2" необъятный космос предстал перед моим взором во всей своей
неописуемой красоте. Земля величественно проплывала перед глазами и
казалась плоской, и только кривизна по краям напоминала о том, что она
все-таки шар. Несмотря на достаточно плотный светофильтр иллюминатора
гермошлема, были видны облака, гладь Черного моря, кромка побережья,
Кавказский хребет, Новороссийская бухта. После выхода из шлюза и легкого
отталкивания произошло отделение от корабля. Фал, посредством которого
осуществлялось крепление к космическому аппарату и связь с командиром,
медленно растянулся во всю длину... Мчавшийся над Землей космический
аппарат был залит лучами Солнца. Резких контрастов света и тени не
наблюдалось, так как находящиеся в тени части корабля достаточно хорошо
освещались отраженными от Земли солнечными лучами. Проплывали величавые
зеленые массивы, реки, горы.
Ощущение было примерно таким же, как и на самолете, когда летишь на
большой высоте. Но из-за значительного расстояния невозможно было
определить города и детали рельефа, и это создавало впечатление, что как
будто бы проплываешь над огромной красочной картой".
В этом описании космонавт находит слова, чтобы создать у всех людей по
возможности полное и целостное представление того, что он видел сам.
Поэтому он подбирает выражения, которые способствуют пониманию
эмоционального переживания. Такое переживание свойственно всем при виде
нового, необычного красочного зрелища. Но не все способны так описать
его, а лишь те, кто развил у себя наблюдательность, чувство
самоконтроля, самообладание и умение выражать словами свои впечатления.
Все более сложные задачи ставятся перед космонавтами,
отправляющимися в полет. Из разведчиков-наблюдателей они постепенно
превращаются в ученых-исследователей, экспериментаторов. Недаром в
космосе, кроме профессиональных летчиков, уже побывали и врач, и
инженеры.
Когда рождающаяся на наших глазах история космонавтики накопила опыт
нескольких удачных полетов человека в космос, было решено подняться на
новую ступень в исследовании космического пространства. Ученые задумали
смелый эксперимент: космонавту предстояло во время полета покинуть
корабль и выйти в космос.
Цель этого эксперимента - проверить, как будет чувствовать себя человек
вне корабля, окажется ли он в состоянии работать, выполнять задания,
если высадится на другую планету.
Первый выход человека в свободный космос был осуществлен 18 марта 1965
г. во время полета П. П. Беляева и А. А. Леонова, и совершил его
летчик-космонавт СССР А. А. Леонов. Многое пришлось предусмотреть
ученым, чтобы этот беспримерный эксперимент прошел успешно, чтобы
сделать его безопасным для участников полета.
Весь процесс выхода человека в космос и возвращения в кабину корабля был
разбит на отдельные этапы, и каждый этап многократно прорепетирован на
Земле. Ученые добивались того, чтобы каждый участник эксперимента
представлял себе его в мельчайших подробностях. На помощь было призвано
воображение. Специфически человеческая особенность - способность с
большой точностью мысленно представить себе будущее действие - требует,
несомненно, большого напряжения и настоящего творчества. Но с этой
задачей наши космонавты справились блестяще.
Еще до полета космонавт-художник А. А. Леонов нарисовал человека в
скафандре, парящего рядом с космическим кораблем, и это говорит о том,
что Леонов отлично представлял себе, как все будет происходить на самом
деле.
Эксперимент был задуман таким образом, что от Леонова требовалось не
просто покинуть корабль и пробыть некоторое время вне его; космонавт
должен был выйти в космос для того, чтобы работать, выполнять
поставленные задания. А это значит, что, находясь в свободном космосе,
Леонов должен был сохранять трудовые навыки. Ему требовался
специальный скафандр, обеспечивающий нормальные условия работы организма.
Подобный скафандр - это временный дом космонавта и одновременно его
костюм, удобный и надежный. Он должен не сковывать движений космонавта и
в то же время надежно отгораживать его от окружающего вакуума,
абсолютной пустоты. Скафандр должен быть совершенно непроницаемым для
газов и жидкостей, герметичным. Если бы в ткани скафандра обнаружилось
даже самое малое, микроскопическое отверстие, это неизбежно привело бы к
катастрофе: все жидкости, содержащиеся в организме, в том числе и кровь,
немедленно вскипели бы, потому что газы, растворенные в них, начали бы
высвобождаться.
Скафандр должен предохранять космонавта и от резких перепадов
температуры. Всякий знает - когда ярко светит солнце, то особенно сильно
нагреваются предметы, ничем не защищенные от его лучей. Поэтому-то мы и
спешим в летний день поскорее укрыться в тени, где гораздо прохладнее. В
космосе разница температур выражена во много раз сильнее. С той стороны
корабля, которая обращена к солнцу,- нестерпимая жара, а с
противоположной стороны, в тени - жгучий мороз. И скафандр космонавта
тоже может быть с одной стороны нагрет до очень высокой температуры, а с
другой стороны - сильно охлажден. Требуется такая теплоизоляция внутри
скафандра, которая надежно предохраняла бы и от перегрева и от
переохлаждения. Кроме того, космонавт, оказавшийся за пределами корабля,
должен иметь свой собственный запас кислородного питания.
Но как осуществить сам выход человека в космос?
Представим себе, что он будет происходить приблизительно так же, как
прыжок с парашютом с самолета: открывается люк, и космонавт выпрыгивает
(правильнее сказать - выплывает, ибо в состоянии невесомости выпрыгнуть
невозможно) из кабины корабля. Однако то, что хорошо для парашютизма, в
космосе может быть совсем неподходящим. Нетрудно догадаться, что как
только будет открыт люк, весь воздух, содержащийся в кабине корабля,
вырвется наружу, и в корабле установится такой же вакуум, как и за его
пределами. Для восстановления нормального давления в кабине пришлось бы
потом израсходовать немало запасного газа.
Поэтому пришлось предусмотреть некоторые изменения в конструкции корабля,
сделать специальное шлюзовое устройство - небольшую камеру, в которую
космонавт попадает, прежде чем выйти в свободный космос. Эту камеру
можно сравнить с прихожей обычной квартиры: с одной стороны дверь в
комнату, а с другой - на лестничную площадку. Конечно, шлюзовая камера в
космическом корабле гораздо меньше прихожей даже самой маленькой
квартиры, но все же космонавт может там расположиться довольно удобно.
Как говорит А. А. Леонов, в камере можно "лежать, как в кровати, даже
под голову руку можно положить". Когда космонавт уже находится в
шлюзовой камере, двери, отделяющие камеру от кабины корабля,
герметически закрываются. Проходит еще некоторое время, и открывается
люк с противоположной стороны камеры - путь в космос свободен.
С волнением следили люди за ходом этого эксперимента. Ученые получили
убедительное подтверждение тому, что подготовка эксперимента проводилась
совершенно правильно. Как говорил впоследствии А. А. Леонов, он без
страха выходил в космос, чувствуя уверенность в технике, повторяя, в
сущности, все те действия, которые многократно были прорепетированы на
Земле. Кроме того, он знал, что в любую минуту на помощь к нему готов
прийти командир корабля П. П. Беляев, следивший при помощи специальных
приборов за состоянием А. А. Леонова.
Исследования, начатые во время полета П. П. Беляева и А. А. Леонова,
были продолжены затем членами экипажей кораблей "Союз-4" и "Союз-5".
Эксперименты показали, что хорошо подготовленный человек и вне корабля
чувствует себя не хуже, чем в кабине. Никаких значительных нарушений в
работе организма космонавтов, находившихся в свободном космосе, отмечено
не было. Они уверенно выполняли все задания, подтвердив тем самым
предположения ученых, что люди могут высаживаться на другие планеты,
работать там. Сейчас первые люди уже побывали на Луне и сделали еще один
важный шаг в освоении Вселенной (см. вклейку стр. 48 - 49).
Еще в те дни, когда составлялись планы первого полета
человека в космос, уже было ясно, что одиночные полеты - только
временный этап в освоении космического пространства, что вслед за ним
наступит время, когда в полеты будут отправляться экипажи из нескольких
человек, целые рабочие коллективы из представителей разных
специальностей.
Свидетелями подобных групповых полетов мы уже были: первый из них
совершил экипаж в составе летчика-космонавта В. М. Комарова,
ученого-инженера К. П. Феоктистова и врача Б. Б. Егорова. Во втором
участвовали летчики-космонавты В. А. Шаталов, Б. В. Волынов, инженер Е.
В. Хрунов и А. С. Елисеев. Интересно отметить, что командиры кораблей,
помимо летного, имеют инженерное образование. В дальнейшем, очевидно, в
космос будут посылать еще большие группы людей на все более длительные
сроки.
Но не следует забывать при этом, что каждый участник полета - не только
специалист в той или иной области, имеющий в полете свои обязанности,
но, в первую очередь, человек с достоинствами и недостатками,
индивидуальными вкусами и привычками, сложившимися чертами характера.
Поэтому перед учеными была поставлена сложная и ответственная задача -
найти методы наилучшего подбора экипажа.
Эти вопросы решает особая область науки - групповая психология.
Полярные зимовки, горные восхождения, групповые виды спорта показали,
какую большую роль для достижения успеха играют хорошие отношения между
людьми, взаимное уважение, готовность протянуть руку помощи товарищу,
умение приноравливаться к его особенностям. Однако все мы время от
времени становимся свидетелями того, как люди раздражаются, теряют
контроль над собой, ссорятся, проявляют эгоизм.
Условия работы в космическом полете очень сложны, поэтому и требования к
космонавтам должны быть подлинно высокими. Во время полета космонавту
приходится круглые сутки общаться с товарищами, постоянно находиться
рядом с ними в небольшом замкнутом пространстве. А мы говорили
уже о том, как тяжело на многих людей влияет пребывание в замкнутом
пространстве: настроение ухудшается, повышается раздражительность; все
эти факторы влияют и на отношения между людьми.
Между тем, как бы ни были трудны условия полета, от его участников
требуется постоянная сложная и согласованная деятельность, например
управление кораблем. Как же подобрать людей, способных быстро
устанавливать взаимопонимание, а главное - помнить, что успех может быть
достигнут только совместными дружескими усилиями?
Предположим, что начали формировать экипажи космических кораблей из
людей, давно и хорошо знающих друг друга, приблизительно одинакового
возраста и общих вкусов. Казалось бы, найдено простое и надежное решение
вопроса. Но опыт показывает, что подобный путь далеко не всегда приводит
к успеху. Во-первых, отношения, сложившиеся между людьми на Земле, не
переносятся автоматически в условия полета. Не раз все мы наблюдали, как
изменение условий жизни приводило и к изменениям в отношениях между
людьми. Хотелось бы отметить и еще одну трудность. Принято считать, что
чем больше мы знаем своего товарища, чем легче мы предугадываем его
поступки, тем правильнее и лучше наши отношения с ним. На самом деле это
не всегда так.
Много месяцев знаменитый полярный исследователь Нансен вместе со своим
штурманом Иогансеном пробирался к Северному полюсу. Участники этого
героического путешествия были старыми, испытанными друзьями, и все-таки
наступил такой момент, когда они заметили, что все чаще раздражают друг
друга. Каждый из них уже давно рассказал своему спутнику все, что мог
рассказать, времени хватило и на то, чтобы обсудить все интересовавшие
путешественников планы; теперь каждый заранее знал, как прореагирует его
товарищ на то или иное событие, что он сделает и что скажет. Именно это
и раздражало путешественников, делало отношения между ними напряженными
и неприязненными. Нансен и его штурман слишком хорошо изучили друг
друга. Если мы в наших обычных условиях день-два не видим своего
товарища, он за это время узнает нечто новое, хотя бы немного, совсем
незаметно меняется, и когда мы вновь встречаемся, то у
нас нет ощущения, что мы все знаем о товарище, все можем предвидеть в
его действиях. Как видите, наука, по крайней мере частично, подтверждает
старую шутку о том, что достаточно поселить лучших друзей надолго в
одной комнате, чтобы сделать их врагами.
Когда мы говорим о том, что длительное постоянное общение часто ухудшает
отношения между людьми, невольно возникает вопрос: обязательно ли люди,
порядком надоевшие друг другу, будут ссориться? Если ответ положительный,
то можно не ломать голову над тем, как лучше составлять экипажи
космических кораблей, - все равно в длительном полете рано или поздно
отношения между космонавтами будут бесповоротно испорчены и разразится
ссора.
К счастью, ответ на поставленный вопрос отрицательный, - нет, люди не
обязательно должны ссориться друг с другом. Ведь ссора - это очень часто
один из способов реагирования на понижение настроения, надоевшие условия
жизни, необходимость выполнять неприятные действия. Но могут быть,
разумеется, и другие способы реагирования. Ссора подчас возникает
рефлекторно: испортилось у человека настроение, и он по установившейся
привычке затевает ссору. Поэтому, когда отбирают людей в групповой полет,
интересуются не только тем, в каких отношениях находится тот или иной
кандидат в космонавты с товарищами по предстоящему полету, но и тем,
насколько раздражительность и ссора вообще для него привычные способы
поведения.
Может случиться и так, что каждый в отдельности участник полета -
отличный человек, волевой, инициативный, решительный, большой знаток
своего дела, а слаженно работать все эти прекрасные люди, соединенные в
экипаж корабля, все-таки не могут.
Вспомним, что история спорта, футбола, например, или хоккея, знает
немало примеров, когда команды, составленные из "экстразвезд",
проигрывают гораздо более слабым противникам. Чаще всего так происходило
в тех случаях, когда недружная команда звезд" наталкивалась на слаженную,
хорошо организованную, дисциплинированную игру противников.
Здесь мы подходим еще к одной важной проблеме групповой психологии -
проблеме лидерства. В каждом коллективе должен
быть человек, к мнению которого прислушивались бы остальные участники
групповой деятельности, человек, способный руководить действиями своих
товарищей. При этом особенно важно, чтобы лидер был не просто назначен
командиром, руководителем в данный коллектив, а был бы внутренне принят
товарищами в качестве лидера. Если же в группе подбирается несколько
человек, каждый из которых желает стать лидером, и они затевают между
собой борьбу за влияние на своих товарищей, то хорошего, конечно, из
этого получиться не может, и страдает в первую очередь качество работы
всей группы. Мы видим, как много трудностей возникает при формировании
экипажа корабля: создание дружного, слаженного коллектива - дело совсем
не простое.
Для более точной и строгой оценки слаженности работы необходимы
объективные количественные методы.
Сначала это кажется неразрешимым. Действительно, как же измерить,
насколько согласованно действуют люди?
Оказывается, с помощью специального устройства - гомеостата это можно
сделать в числах.
Идея гомеостата возникла после любопытных наблюдений за работой
обыкновенной душевой установки. Вода в нее подавалась одновременно на
четыре кабины. Естественно, что общий режим работы душа зависел от
включения всех кранов. В установке не было большого напора горячей воды.
И если никто из четырех людей, пользовавшихся душем одновременно, не
брал к себе в кабину горячей воды больше других, то общая регулировка
душа происходила без осложнений. Но как только кто-то один стремился
пустить в свою кабину больше горячей воды, он обделял остальных. Они все
начинали энергично действовать кранами, и тогда в кабины поступала
только холодная вода. Таким образом, из-за эгоизма одного человека
расстраивалась работа всего душа, страдали три человека, а в итоге,
конечно, и сам эгоист.
Такого примитивного душа уже нет, его сменили другие, современные
установки, но на его примере была создана специальная установка из трех
приборов - гомеостат. Вращением ручки стрелка устанавливалась на каждом
приборе на метку "нуль". Все три прибора соединены таким образом, что
вращение ручки каждого из них отражается на положении стрелок всех
приборов. Если ставилась легкая задача, то каждый из трех человек,
работающих на этом устройстве, мало влиял на положение стрелок приборов
своих партнеров, а они, в свою очередь, мало ему мешали. Когда задача
осложнялась, каждый влиял на приборы партнеров достаточно сильно.
На гомеостате все трое работают одновременно. Задача считается
выполненной, если все три стрелки окажутся на нуле. Только согласованной
работой решается и легкая и трудная задача. Удачный результат - успех
всей группы.
Этот и другие методы исследования, применяемые в групповой психологии,
позволяют определить, насколько согласованно, взаимно действуют члены
группы и какая из групп действует успешнее.
Но дело не только в том, чтобы определить, хорошо или плохо работают
люди. Главное - добиться слаженности в работе. Поэтому групповая
психология занимается не только оценкой успешности работы группы, но и
стремится улучшить эту работу тренировкой.
* * *
Много проблем необходимо решить и
космонавтам, и тем, кто готовит их к полетам. В этой огромной и важной
работе найдется занятие для молодого человека, интересующегося биологией,
медициной, психологией: необходимо еще глубже изучить, как действует на
человека невесомость, научиться распознавать вовремя неблагоприятные
признаки, надо знать, как человек ориентируется в пространстве. Для
будущего радиотехника также есть поле деятельности. Вся регистрация и в
космосе и в наземных экспериментах ведется с помощью радиоэлектроники.
Много в этой работе интересного и для тех, кто увлекается спортом: тут и
исследование координации движений, и тренировка, и изобретение новых
приемов владения своим телом, чтобы избежать лишних, ненужных движений и
реакций.
В завоевании космического пространства участвуют представители и многих
других специальностей. Так что можно смело сказать: пути в космос
открыты каждому, кто любит и умеет трудиться.
Ф.Д. Горбов
М.М. Коченов
Размещение фотографий и
цитирование статей с нашего сайта на других ресурсах разрешается при
условии указания ссылки на первоисточник и фотографии.